Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

ГОСы по государственному управлению

2. Характеристика различных школ управления


Подходы к управлению, с позиции выделения различных школ:

Основатель – Фридрих Тейлор 1911 «Основы научного управления» – идея о том, что управление может быть самостоятельным и существенным фактором экономического роста.

1. Школа научного управления (1885 – 1920)

Тейлор, Гилберт Френк и Лилия, Форд.

– изучение научнообоснованных приемов труда, чтобы добиться более эффективного их использования.

– использование материального стимулирования для повышения производительности работы.

– необходимо, чтобы тому или иному виду труда соответствовали определенные способности человека ? отбор работников, наилучшим образом подходящих для выполнения данных задач.

– отделение управленческого труда от любого другого труда ? управление – это самостоятельный вид деятельности.

2. Классическая школа (административная) (1920 – 1950)

Анри Файоль

– развитие принципов управления; разработка рациональной системы управления организацией – главная функция управления – грамотное ведение производства, маркетинга и финансов.

– оптимальная структура управления работниками:

1.разделение труда;

2.полномочия и ответственность;

3.дисциплина;

4.единоначалие;

5. подчиненность личных интересов общим;

6.вознаграждение персонала;

7.принцип централизации;

8.принципы иерархии в подчиненности;

9.порядок в работе;

10.единство цели

11.справделивость;

12.стабильность рабочего места

13.инициатива;

14.корпоративный дух.

3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950) и поведенческих наук (1950 – …)

Элтон Мейо, Мэри Паркер, Фоллет

– применение наук о человеческом поведение к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник был полностью использован в соответствии с его потенциалом.

– развитие предприятия за счет развития ресурсов личных качеств.

– удовлетворение экономических потребностей человека не достаточно, чтобы заставить его работать (моральные стимулы).

4. Школа науки управления (1950 – …)

Использование количественных методов в управлении, связанных с появлением ЭВМ, развитием математики, техники и т.п. Появление направления – исследование операций – применение метода научного исследования к операционным проблемам организации.

5. Школа научного управления и научная организация труда.

Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Система Тейлора послужила основой всем последующим теориям менеджмента. В центре внимания школы научного управления стояла проблема научной организации трудового процесса.

Яркими представителями этой школы наряду с Тейлором были Френк и Лилия Гилберт, Карл Барт и др. Создатели школы научного управления исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и научный анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Эти люди не только проповедовали возможность значительного повышения производительности труда в результате применения предлагаемых методов, но и практически обеспечивали двух-трёхкратное повышение выработки рабочими в результате целенаправленного преобразования всей системы управления трудовым процессом, которое занимало два-три года. Эта деятельность нашла активную поддержку как работодателей, заинтересованных в повышении производительности и снижении удельных издержек производства, так и наёмных работников, которым научные методы организации труда принесли значительное повышение оплаты труда без существенного увеличения физического утомления от работы. К концу первой четверти ХХ в. в США работали многие тысячи консультантов по научной организации труда.

Формирование школы научного управления базировалось на трёх основных моментах, которые легли в основу первых подходов к исследованию менеджмента:

1) рациональная организация труда

2) разработка рациональной структуры организации

3) определение мер по сотрудничеству управляющих и рабочих

По мнению Тейлора успех управления обусловлен приложением 4-х элементов, составляющих сущность научной организации управления:

1)Выяснение научных основ, с установлением строгих правил для каждого движения каждого отдельного рабочего, а также усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и условий труда.

2) Тщательный отбор и последующая тренировка работников, с целью сделать из них первоклассных рабочих

3) Взаимное сближение первоклассного рабочего и науки о его работе - путём постоянной помощи и внимания, путём выплаты каждому рабочему значительной ежедневной прибавки за ускоренную работу и за точное выполнение обязанностей.

4) Почти равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией.

6. Классическая или административная школа управления.

Школа возникла в Европе и Америке. Она отличалась от школы научного управления как по набору рассматриваемых проблем, так и по исходному опыту её создателей, которые были руководителями высшего звена управления. (Анри Файоль, Джеймс Д. Муни, Макс Вебер, Генри Форд I).

Основная идея школы - стремление разработать универсальные принципы управления, следуя которым любая фирма должна прийти к успеху. « Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики, закономерности рациональной структуры управления и организационной структуры.

Принципы управления Файоля:

1. Разделение труда

2. Власть-ответственность

3. Дисциплина

4. Единство распорядительства (единоначалие)

5. Единство руководства

6. Подчинение частных интересов общим

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация

9. Иерархия

10. Порядок

11. Справедливость

12. Постоянство состава персонала.

13. Инициатива

14. Единение персонала.

Заслугой Файоля ещё является вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый работник нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности.

Макс Вебер, немецкий философ и социолог развивал институциональный аспект менеджмента, т.е. рассматривал сами организации и пытался их классифицировать с позиций особенностей управления ими. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический).

Харизма- это власть, построенная не на логике, не на традициях, а на силе личных качеств или способностей лидера.

Традиционный тип организации может возникнуть из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю заменившему лидера.

Идеальная модель бюрократической организации имеет следующие характеристики:

1) Вся деятельность организации расчленяется на простейшие операции.

2) В построении организации принцип иерархии. У каждого руководителя формально закреплённая власть

3) Любой руководитель организации должен сохранять необходимую «социальную дистанцию», быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчинённым, что способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам.

4) Служба основывается на соответствии квалификации занимаемой должности. Члены организации должны быть ограждены от возможности произвольного увольнения. Система продвижения кадров может быть построена по принципу старшинства, успешности деятельности или с учётом обоих факторов.

Вебер считал, что организации бюрократического типа превосходят любые другие.

7. Поведенческая школа управления.

Науки, изучающие поведение человека в конце ХIХ и начале ХХв. переживали период бурного развития, что неизбежно вело к формированию нового направления исследования проблем управления – так называемого поведенческого подхода.

Лейтмотив нового направления в изучении менеджмента образно сформулировала один из страстных пропагандистов нового направления в менеджменте американский психолог Мэри Паркер Фоллетт. «Теория управления должна базироваться на достижениях научной психологии, а не интуитивных рутинных представлениях о природе человека и мотивах его поведения». Фоллетт первой обратила внимание на то, что исполнитель, в частности рабочий, сам является решающим фактором в управленческом процессе. Исходя из этого, она первая выдвинула и обосновала идею «участия рабочих в управлении».

Формирование школы было тесно связано с изменением объективных условий деятельности промышленных компаний.

В конце ХIХ- начале ХХ в., когда начинали свою деятельность Тейлор, Файоль и их последователи, основу промышленности составляли текстильная, пищевая, машиностроительная, горно-металлургическая и прочие традиционные отрасли. В этих отраслях технологический процесс является достаточно простым и легко разбивается на последовательность дискретных операций. Эти операции могут быть отнормированы, а результаты их выполнения проверены контролёром без особых проблем.

К концу первой четверти ХХ в. на авансцену вышли и заняли ведущее положение новые отрасли, такие как электроника, химическая промышленность и т.д. Труд рабочего на таких предприятиях значительно труднее контролировать, его ошибки сопряжены со значительными потерями, а от рабочего требуется общая и профессиональная культура, квалификация и способность самостоятельно действовать для решения общих проблем. Потребность создать условия, в которых рабочий не только мог бы, но и сам хотел инициативно и эффективно работать на благо своей компании. Здесь и пригодились идеи сторонников психологического направления.

 

2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСамвернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149  
Яндекс.Метрика