Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

ГОСы по государственному управлению

121. Классификация рисков инновационных проектов


Понятие риска тесно связано с инновационной деятельностью организаций промышленности и сферы услуг. Доходы от инноваций зависят от умелого определения степени риска и методов управления рисками. При этом инноваторам важно располагать несколькими вариантами внедрения нововведений, чтобы иметь шанс получить хороший доход. Отсюда следует, что разработка различных вариантов для последующего конкурсного отбора является обязательным условием выявления полезности инновации, ее последующей реализации в инновационном проекте.

Классификация и идентификация рисков необходима для их своевременной оценки, прогнозирования негативных факторов при реализации инновационных процессов. Знания о характере рисков, их идентификация по видам и базовым признакам позволяет разрабатывать мероприятия по снижению рисков в инновационной деятельности, например, по инновациям, имеющим аналоги.

При первичной классификации все риски инновационного проекта можно разделить на антропогенные, производственные и коммерческие.

Антропогенные риски – обусловлены так называемым человеческим фактором. Далеко не новость, что персонал оказывает существенное влияние на инновационный проект. По функциям, которые выполняют участники проекта, антропогенные риски делятся на риски прогноза, риски управления и риски реализации.

Риски прогноза связаны с неадекватным прогнозированием и планированием хода инновационного проекта и его результатов; условий среды, в которой будет реализовываться проект.

Риски управления проявляются в неэффективной организации проекта, недостаточном уровне взаимодействия участников проекта.

Риски реализации возникают из-за возможных ошибок и просчетов, допущенных персоналом (случайно или преднамеренно), занимающимся непосредственным претворением проекта в жизнь, то есть его реализацией.

Все антропогенные риски зависят от опыта и квалификации персонала, от его мотивации в данном инновационном проекте, - эти признаки являются детерминантными качествами для антропогенных рисков.

Производственные риски выражаются в возможности появления отклонений характеристик создаваемого продукта от заложенных в плане. Чем выше производственные риски, тем выше вероятность появления и серьезней величина возможных отклонений. Детерминантными качествами при этом являются новизна и длительность проекта. Причем, чем выше новизна создаваемого продукта, тем менее разработана технология производства и, соответственно, выше производственные риски. Повышение производственных рисков также связано с ограничением временных рамок создания инновационного продукта.

Коммерческие риски связаны с вероятностью возникновения отклонений экономических характеристик проекта от запланированных. Из всех типов факторов риска коммерческие риски имеют наиболее сложную структуру. При определенной степени обобщения коммерческие риски можно разделить по уровню, на котором они возникают, на:

Микроуровневые: функционирование данного проекта в рамках общей деятельности фирмы,

Мезоуровневые: функционирование фирмы на рынке,

Макроуровневые: функционирование рынка в рамках всей экономики.

Макроуровневые риски, в свою очередь, делятся на технологические, социальные, правовые и экономические.

Технологические риски – изменение технологического уровня экономики в целом. Подобные изменения проявляются в замещении одной технологии на другую (например, полупроводники сменили лампы накаливания). При детальном рассмотрении обнаруживается, что каждый инновационный продукт можно представить как совокупность атрибутов, каждый из которых представляет собой новую идею или технологию, примененную в данном продукте. Подобные атрибуты-технологии ведут себя на рынке значительно более предсказуемо, чем товары их представляющие. Каждый подобный атрибут имеет собственную ценность, выражающуюся либо в прибыли от увеличенной им производительности труда, либо в стоимостной оценке удовлетворяемых им потребностей. Атрибут-технология может быть представлен одной маркой товара, но как правило, с течением времени его ценность разделяется между многими конкурирующими товарами.

Социальные риски – представляют собой вероятное изменение вкусов, пристрастий и предпочтений населения; изменение потребностей населения и наиболее типичных способов их удовлетворения. Социальные риски представляют собой аналог технологических рисков с той лишь разницей, что технологическим рискам подвержены инновации, ориентированные на предприятия (производственные инновации), в то время как социальным рискам подвержены инновации, ориентированные на население (потребительские инновации). Суть обоих рисков одинакова – в силу внешних изменений инновация теряет свою актуальность и востребованность.

Правовые риски – изменение правового поля, в котором функционирует фирма. Государство вольно изменить «правила игры», что может сказаться на результатах реализации инновационного проекта.

Экономические риски – колебания процентных ставок, индексов фондовых рынков, темпов инфляции, обменного курса и иных экономических показателей влияют на коммерческую эффективность инноваций. По сути дела, экономические риски объединяют большую группу традиционно выделяемых рисков инвестиционных проектов: валютные, процентные и др.

Мезоуровневые риски делятся на риски поставщиков, риски конкурентов и риски покупателей.

Риски поставщиков – вызваны вероятностью того, что поставщики не поставят комплектующие для инновационного продукта в нужном объеме, необходимого качества и в установленные сроки. Это является следствием того, что технологическая цепочка для нового продукта еще не создана: чем выше новизна нового продукта, тем менее надежна запланированная система поставщиков; тем выше риски поставщиков.

Риски покупателей – связаны с наличием у покупателей двух барьеров восприятия нового продукта, препятствующих совершению покупки: барьер восприятия типа А и барьер восприятия типа Б. Первый проявляется при перенесении негативного опыта и предрассудков на новый продукт, а второй – в случае отсутствия опыта, применимого к новому продукту.

Детерминантным качеством для рисков покупателей, также как и для рисков поставщиков, является новизна инновационного продукта – чем она выше, тем выше риски покупателей.

Риски конкурентов – проявляются в неизвестном поведении конкурентов данной фирмы на рынке. В отличие от технологических рисков на макроуровне, микроуровневые риски конкурентов представляют собой действия отдельных конкурирующих фирм, влияющие на успешность реализации инновационного проекта. Чем выше степень новизны создаваемого продукта, тем более неизведан рынок и непредсказуемы действия конкурентов, риск конкурентов выше

При рассмотрении микроуровневых рисков на первый план выходит особое детерминантное качество инновационного проекта – результат. Как правило, он интерпретируется как соотношение доходов от проекта и затрат на него. Но в зависимости от целей, которые планирует достигнуть фирма с помощью данного проекта, результат как детерминантное качество может менять коннотативную характеристику (к примеру, это может быть доля рынка и т.д.).

Ввиду такой трактовки микроуровневые риски можно представить как вероятность того, что результат функционирования проекта в прошлом, настоящем или будущем не устраивает фирму. Отсюда выделяются:

Риски будущего – вероятность того, что инновационный проект перестает соответствовать миссии фирмы.

Риски настоящего – при функционировании проекта наблюдаются затруднения с его финансированием.

Риски прошлого – результат, достигнутый проектом по истечении определенного периода не оправдал связанных с проектом надежд.

 

2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСамвернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149  
Яндекс.Метрика