Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

15. АНТИСИСТЕМНЫЕ ПАРТИИ

Парламентские партии, включая ЛДПР, а затем и КПРФ, постепенно «встроились» в режимную систему, объясняя это «необходимостью защиты интересов трудящихся и общегосударственных интересов». Однако в России, тем не менее, не сложился широкий демократический консенсус: общество остается расколотым не только и не столько по поводу политических норм и правил игры, сколько по поводу существующей политической системы как таковой. Ее легитимность продолжает оставаться низкой во всех частях политического спектра, что дает обильную пищу для деятельности антисистемных экстремистских партий национал-патриотической и радикальной коммунистической ориентации.

Наиболее массовой из радикальных национал-патриотических организаций является «Русское Национальное Единство», созданное осенью 1990 г. бывшим членом Центрального совета Национал-патриотического фронта «Память» и командиром «тысячи» боевиков А. Баркашевым. Звездным часом РНЕ было участие в обороне «Белого Дома» в дни октябрьского 1993 г. противостояния в Москве. Баркашевцы, хорошо заметные благодаря форме, сумели обеспечить подкрепление из провинции и играли важную роль в сложной жизни внутри «Белого Дома». Они составляли личную охрану А. Руцкого, Р. Хасбулатова, В. Ачалова, потеряли двух человек убитыми, но сумели вовремя уйти из «Белого Дома». После этих событий РНЕ приобрела беспрецедентную популярность и ее численность стала стремительно расти, а временный запрет движения только сыграл им на руку. По некоторым опросам, 10% россиян ожидали, что РНЕ успешно выступит на выборах в Государственную Думу в 1995 г., но РНЕ не стала выдвигать свой партийный список, а ее три кандидата в мажоритарных округах в Думу не прошли.

Идеология РНЕ, провозгласившей своей целью установление «русского порядка» - для начала в России, а затем и в мире, достаточно проста и сводится к примату русского национализма над всеми другими идеологемами. Враг представлен в виде демократов, евреев, кавказцев и многих других. Очевидно, РНЕ не рассчитывает прийти к власти через победу на выборах. Еще в феврале 1990 г. она призывала к введению военного положения, приостановлению деятельности всех обычных политических институтов и созданию «временного государственного органа». Ее отношение к праву и закону убедительно демонстрирует «Кодекс чести»: «Соратник, являясь полномочным представителем Русской Нации, обязан восстанавливать справедливость в отношении Русских людей своей властью и своим оружием, не обращаясь в судебные или иные инстанции. Любые вопросы Соратник решает, руководствуясь только национальным правосознанием и в соответствии с полномочиями, данными ему Главным Соратником, и никаким законам не подчиняется».

РНЕ в настоящее время осуществляет свою деятельность в 57 регионах России и имеет региональные отделения в 23 из них. Организации РНЕ существуют в 350 городах, а число зарегистрированных активистов превысило 20 тыс. По заявлению А. Баркашева, число сторонников, в том числе в силовых структурах, значительно больше. Многие члены РНЕ работают в охранных структурах, часть которых косвенно принадлежит самому РНЕ, а среди членов РНЕ много не только отставных, но и действующих офицеров различных силовых структур. Активная пропагандистская и вербовочная кампания РНЕ направлена на подрастающее поколение, прежде всего на социально неустроенную молодежь и подростков в русской провинции. РНЕ устраивает военно-патриотические клубы и летние лагеря военно-патриотической подготовки для допризывников, создавая себе через них базу в армии. Особое внимание уделяется прямому проникновению в армию, местную администрацию, казачьи структуры. Как, в частности заявил руководитель Ставропольской краевой организации, РНЕ не рассматривает себя как оппозицию, а считает себя третьей силой, которую никто не сможет остановить.

Радикальные коммунисты не участвовали в выборах в Государственную Думу 1993 г., поскольку наиболее серьезные из их организаций попали под запрет после событий 3-4 октября. Кроме того, их партийное руководство приняло решение бойкотировать «выборы на крови», а по их итогам приняли совместное заявление. В нем они объявили результаты выборов фальсифицированными, а принятую конституцию - нелегитимной и осудили КПРФ за предательский отказ участвовать в бойкоте. На выборах в 1995 г. выступивший самостоятельно блок радикальной коммунистической оппозиции «Коммунисты - «Трудовая Россия» - За Советский Союз», собрав голоса 3067986 избирателей или 4,6% от числа принявших участие в выборах, оказался шестым в группе лидеров, опередив Конгресс русских общин, Партию самоуправления трудящихся, Демократический выбор России, Аграрную партию России и многих других участников. Он вплотную подошел к 5%-ному барьеру, при том что многие из его сторонников отдали свои голоса КПРФ из тактических соображений, опасаясь, что блок не наберет 5% и их голоса пропадут.

Основное отличие коммунистических радикалов от системной КПРФ состоит в непризнании ими тезиса КПРФ о «лимите на революцию». Об их политической ориентации позволяют судить принципы предвыборной платформы кандидата на пост президента РФ «от коммунистических, левых и народно-патриотических сил России»:

1. Восстановление народовластия в форме Советов и последующая ликвидация поста президента;

2. Возвращение народу незаконно приватизированной собственности, переход страны на социалистический путь развития;

3. Обеспечение социальных прав и гарантий трудящимся и малоимущим;

4. Гарантированное обеспечение национальной безопасности страны и личной безопасности граждан; прекращение всех военных конфликтов на территории страны; ликвидация коррупции и организованной преступности;

5. Воссоздание братского Союза советских народов.

В правовом демократическом государстве, при всей терпимости общества к разнообразию интересов и плюрализме мнений, борьба между партиями происходит в рамках единства ценностных социокультурных ориентации большей части общества, изначального согласия относительно характера политической и экономической систем общества. Выступая носителями конкурирующих политических курсов, партии не ставят под сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан. Они принимают обязательные для всех участников правила политической игры, отвергающие заговор, государственный переворот и другие насильственные методы завоевания власти.

Либеральные демократии, признавая ведущую роль партий в политической жизни, наделяют их огромными властными полномочиями. Но по той же причине они принимают жесткие меры, чтобы власть не попала в руки организаций, способных использовать ее во вред демократии. Партии контролируются гораздо более строго, чем любые другие общественные организации, как, например, профсоюзы или объединения предпринимателей.

Любая группа граждан вправе создать свою партию, но при условии, что ее цели и задачи не противоречат конституционным основам государства. В Германии, например, деятельность партий регламентируется соответствующими положениями конституции и специальным законом, насчитывающим более 40 разделов. Закон призван регулировать конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи, принципы внутренней организации, участие в выборах. Конституция и закон о партиях требуют, чтобы партии, разделяющие демократические ценности, последовательно придерживались демократических норм и в организации своей внутренней деятельности. Демократизм партийной жизни предполагает возможность плюрализма мнений внутри партии, открытость процесса принятия решений, сочетание принципа принятия решений большинством с защитой мнений меньшинства, контроль за соблюдением норм и механизм разрешения внутренних конфликтов. При разработке закона был учтен исторический опыт Германии, в которой национал-социалистическая партия, воспользовавшись слабостью только народившейся Веймарской республики, захватила власть и установила режим, который в конечном итоге привел страну к национальной катастрофе.

В российскую Государственную Думу дважды, 5 июля 1995 г. и 3 апреля 1996 г., вносился на рассмотрение проект закона «О запрещении деятельности экстремистских общественных организаций в России», подготовленный Московским антифашистским центром, и дважды он был провален - голосами КПРФ и ЛДПР. Их голосами был также отвергнут проект закона об уголовной ответственности за восхваление или отрицание нацистских преступлений, представленный депутатам Государственной Думы Московским антифашистским центром по поручению Московской городской Думы в октябре 1997 г.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика