Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

14. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ФРАКЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Будучи не в состоянии контролировать власть или сменить правительство и проводимый им политический курс через парламентские выборы, партии «режимной системы» в отношениях с властью выступают как защитники прежде всего своих корпоративных и политических интересов. Активно используя трибуну Думы для пропаганды своих политических взглядов, партийные фракции, практически полностью контролирующие Думу, явно опасаются доводить конфронтацию с Президентом и правительством до решительных действий с использованием всех возможностей, заложенных в конституции. Так, по результатам опросов, уже спустя год после первых выборов только 7% избирателей сочли, что партия, за которую они проголосовали, оправдала доверие. К этому времени практически все партии потеряли от 39 до 59% своих прежних сторонников. Но даже при таком критическом отношении избирателей к их деятельности и вопреки широко афишируемой оппозиционности парламентские партии ни разу с 1993 г. не использовали предоставленную конституцией возможность отправить правительство в отставку, поскольку отказ в доверии правительству связан с риском досрочного роспуска Думы, которого депутатский корпус всячески старается избежать, опасаясь утратить доставшееся место.

Партии и общественные объединения, не представленные в Государственной Думе, лишены возможности ежедневно участвовать в политической жизни и бесплатно рекламировать свою деятельность, использовать материальные и финансовые ресурсы Думы для обеспечения своей текущей деятельности. Они обречены скитаться по малопопулярным сегодня митингам и расклеивать практически никем не читаемые листовки.

Реальная деятельность партийных фракций в Думе неявно демонстрирует их ориентацию на «режимную систему» и гораздо большую зависимость от нее, чем от общества. В ответ власть с пониманием относится к таким решениям Думы, как, например, решение приравнять зарплату депутата к окладу федерального министра. С 1 апреля 1997 г. она составила 6 млн. руб., тогда как, по информации Госкомстата, 31,5 млн. россиян имеют среднемесячный денежный доход ниже прожиточного минимума, который в январе-мае 1997 г. равнялся 407 тыс. руб. на человека в месяц. Деятельность Думы финансируется через президентские структуры, что дает Президенту мощный дополнительный рычаг воздействия на строптивых.

Такие отношения между режимом и представительным органом власти не являются исключительно российским изобретением. Все авторитарные правительства предпочитали строить свои отношения с парламентами по принципу «ты - мне, я - тебе»: парламент придает реальной власти законность в глазах общества, а та расплачивается с ним ритуальным почтением (парламентский иммунитет, процедурная независимость и пр.) и вполне материальными привилегиями.

Отдельного анализа заслуживает мотивация голосования партийными фракциями законопроектов. Отсутствие прозрачного и легитимного механизма лоббирования в парламенте и медлительность Думы с принятием соответствующего закона, явное нежелание большинства депутатов представить декларации о своих доходах и имуществе и болезненное отношение к возможности отмены депутатского иммунитета, выводящего депутатов практически из-под всех форм контроля, заставляет предполагать, что партии в парламенте, не меньше чем чиновники в административном аппарате, преследуют узкогрупповые интересы, стремятся к укреплению собственного корпоративного и индивидуального благополучия.

«Известия» со ссылкой на председателя думской Комиссии по расследованию фактов коррупции В.Семаго, утверждают, что большинство принимаемых Думой законов - заказные. Законодательная работа, констатирует газета, ссылаясь на источники в Думе, стала для депутатов весьма устойчивым и едва ли не самым надежным источником пополнения личного и партийного бюджета. По ее словам, только за принятие закона о бюджете 1997 г. в партийные кассы двух крупнейших фракций Думы ушло 27 млн. долл.

По другим источникам голос депутата по такому важному законопроекту, как бюджет, стоит до 8 тыс. долларов. На пресс-конфренции в октябре 1997 г., посвященной коррупции среди парламентариев, эта распространенная практика позволила депутату К. Боровому назвать весь депутатский корпус «закрытым акционерным обществом». Позднее, когда встал вопрос об объявлении недоверия правительству, по некоторым попавшим в прессу данным, был использован подкуп парламентариев. По свидетельству журналиста Д. Орлова, незадолго до известного звонка президента Б. Ельцина спикеру нижней палаты Г. Селезневу, в котором речь шла о том, чтобы избежать постановки на окончательное голосование вотума недоверия правительству, «в Думе началась скупка голосов независимых депутатов и депутатов от КПРФ: два депутата предлагали своим коллегам по 10 тысяч долларов за то, чтобы они не приняли участия в голосовании».

Мандат депутата Думы, дающий депутатскую неприкосновенность и возможность лоббирования своих или чьих-то коммерческих интересов, в «режимной экономике» становится потенциальным предметом купли-продажи. Так, если верить словам второго до недавнего времени человека в ЛДПР А. Венгеровского, денежный взнос стал главным пропуском в партийный список ЛДПР на выборах 1995 г., и депутатский мандат стоил 1-1.5 млн. долл.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика