Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

13. ПАРТИИ И ВЛАСТЬ

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы государство сохранило относительно высокий уровень автономии и легитимности, и ликвидация монополии компартии на власть способствовал его возврату к изначальному состоянию. Отслоение коммунистического режима произошло сравнительно безболезненно, не затронув основные сложившиеся государственные институты, которые стали инструментом проведения реформ новым режимом при опоре на сохранившееся гражданское общество.

В России государство было поглощено партией, которая, присвоив присущие ему функции управления, действительно образовала «становой хребет» тоталитарного общества. Устранение КПСС из государства подорвало его способность к управлению. Послеавгустовский режим, чтобы предотвратить полную дезинтеграцию власти, использовал старый административный аппарат, а формальная департизация позволила ему остаться в прежнем составе. Сущность происходивших в России за последний период изменений некоторые исследователи определяют как двуединый процесс разрушения советской системы и использования продуктов ее распада для строительства общества кланово-корпоративного типа. Весь процесс преобразований в России стал средством сохранения позиций прежней номенклатуры. Сегодня более 75% современной политической и 61% бизнес-элиты составляют выходцы из ее рядов. Более того, номенклатуре удалось укрепить свои позиции в сменившей коммунистическое правление режимной системе за счет объединения в своих руках власти и собственности, «переписав на себя» в условиях «смутного» переходного времени огромную часть бывшей госсобственности.

Слабость государства и незрелость гражданского общества породили режим, в котором властный суверенитет народа подменен тем, что идентифицируется как авторитарная демократия, оформившаяся в виде режимной системы правления. За ее демократическим фасадом во многом сохраняются прежние административные порядки, поведенческие нормы и традиционные формы клиентелизма, получающие подпитку от новых типов коррупции, судебная власть продолжает, как и прежде, оставаться в зависимости от исполнительной. На поверхность социальной жизни выходят структуры феодально-бюрократического и криминального характера.

Система правления основана на единстве власти и собственности, на все более прямом и даже персональном совпадении политически и экономически господствующих групп на всех уровнях государственного управления, от федерального до регионального и районного. Представители финансовых и промышленных групп непосредственно входят в высшие политические и управленческие структуры, политическая элита включена в бизнес, финансовый капитал свободно конвертируется в политический и наоборот (выдающийся немецкий социолог М.Вебер назвал это явление «плутократическим рекрутированием» элиты),. Глава ОНЭКСИМ банка, например, становится первым вице-премьером по экономике, один из наиболее богатых представителей экономической элиты - заместителем секретаря Совета безопасности. Как свидетельствует С.Глазьев, в среде правящей в России элиты созданы такие правила игры, что для удержания хорошего положения влиятельным бизнесменам необходимо подкупать чиновников, уклоняться от налогов, вывозить капитал за рубеж, искать покровительства у власть имущих, вступать в сговоры для захвата ценных объектов государственной собственности и совершать иные аналогичные действия... В свою очередь для высокопоставленных чиновников очень важно быть «своим» человеком для руководства крупнейших финансовых структур, входить в состав одного из правящих олигархических кланов.

Конституция 1993 г., которая зафиксировала победу Президента в его конфликте с законодательной властью, законсервировала незавершенность формирования государства. Провозглашаемое Конституцией разделение государственной власти в РФ законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, на деле остается номинальным. В силу заложенной в Конституции откровенной гипертрофии власти Президента и исполнительных структур в целом государственная власть носит непартийный характер, и было бы преждевременным считать, что с появлением в 1993 г. «партийного» парламента Россия превратилась в страну представительной демократии, в которой партии через избранных народом депутатов осуществляют его волю.

В партийных демократиях партии, получившие на выборах поддержку общества, участвуют в формировании основных институтов государственной власти, сфера компетенции которых охватывает весь диапазон стоящих перед обществом проблем. Обретение власти является для партии не самоцелью, но способом получения полномочий для воплощения своей предвыборной программы, ибо только государство обладает монопольной привилегией распоряжаться общественными ресурсами, принимать и издавать законодательные акты и постановления, обязательность которых для всех социальных групп основывается на праве, подкреплена авторитетом государства и его аппаратом принуждения.

В российской политической системе участие партий в отправлении властных функций реально ограничено деятельностью в Государственной Думе, при том что принятые Думой законы через проходят двойной фильтр - Совета Федерации и Президента. Для преодоления президентского вето Думе необходимо получить две трети голосов верхней палаты парламента - Совета Федерации, который формируется на основе регионального представительства по должности и, по меткому выражению одного исследователя, воспроизводит «сословные съезды князей периода феодальной раздробленности». Сформированный по такому принципу Совет Федерации и не парламентская палата, и не институт федерализма. Объединивший держателей реальной власти в субъектах федерации, Совет Федерации превратился в могущественный государственный орган, влияние которого далеко выходит за рамки его законодательных функций, записанных в конституции. При этом чисто законодательные возможности СФ даже снизились, поскольку сенаторы - лидеры республик, краев и областей, в отличие от депутатов Думы, не имеют возможности работать на профессиональной основе в комитетах и комиссиях, внимательно разбирать проекты законов.

Законодательная власть Федерального собрания подорвана правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и практикой исполнительной власти издавать многочисленные подзаконные документы, способные саботировать выполнение любых законов. Возможности Думы воздействовать на деятельность правительства также крайне ограничены, ибо она реально не обладает контрольными функциями.

Однако отечественные политологи неоднозначно относятся к факту слабости Государственной Думы. Некоторые из них даже полагают, что усиление роли парламента может дать и весьма опасные результаты, если оно не идет параллельно с отказом самого парламента от дешевого популизма, с повышением ответственности парламента при решении сложных проблем,.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика