Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

12. УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 1996 Г. И В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ 1996-1997 ГГ.

Оставшиеся вне парламента партии и движения вновь появились на виду в связи с президентской избирательной кампанией, которая дала им возможность заявить о себе, когда для поддержки ведущих кандидатов, действующего президента Б. Ельцина и лидера КПРФ Г. Зюганова, были созданы две крупные предвыборные коалиции - Общероссийское общественное движение в поддержку Президента, объединившее под эгидой партии «Демократический выбор России» партии и движения либеральной и правоцентристской ориентации, и Блок народно-патриотических сил, ведущая роль в котором принадлежала коммунистам.

Однако в целом выборы не носили партийного характера. Избирательная кампания Президента была выстроена таким образом, что на заключительном этапе выборов избиратели, как и в апреле 1993 г., были поставлены перед дилеммой: или сохранение надежды на развитие демократических преобразований и возможные изменения к лучшему, или поворот к прошлому, чреватый непредсказуемыми последствиями. В поддержку Б. Ельцина выступила правящая элита, сформировавшаяся при действующем режиме и не желающая рисковать своим положением. Она сумела перед лицом угрозы коммунистической реставрации забыть о своих распрях, консолидироваться и мобилизовать ресурсы на проведение мощной избирательной кампании. «За» высказалась значительная часть общества, уставшая от постоянной непредсказуемости политики и желающая стабильности, которая позволила бы ей хоть как-то приспособиться к новым социально-экономическим реальностям. На поведение избирателей сильное влияние оказала также протестная мотивация. По некоторым оценкам, она на две трети определила результаты голосования как сторонников, так и противников действующего Президента. За Ельцина проголосовали те, кто считает неприемлемым для себя коммунистический выбор, за Г. Зюганова - те, кто не может найти себе место в нынешней системе и выражает свой протест таким голосованием.

В регионах значительное, более сильное, чем партийные предпочтения избирателей, воздействие на исход выборов оказали административные ресурсы Президента. В этой связи газета «Сегодня» от 7 мая 1998 г. приводит хронику указов Б. Ельцина по поддержке регионов за счет государственного бюджета, изданных в период проведения избирательной кампании, и сопоставляет их с количеством голосов, поданных за Б. Ельцина во втором туре голосования.

23 мая 1996 г. «О некоторых мерах по обеспечению развития угольной промышленности в Читинской области». Подано голосов «за» - 40,89%.

24 мая 1996 г. «О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печерском угольном бассейне». «За» - 64,91%.

24 мая 1996 г. «О мерах по развитию хозяйственного комплекса Архангельской области. «За» - 63,91%.

7 июня 1996 г. «О мерах финансовой поддержки работ по сейсмоукреплению объектов народного хозяйства в Камчатской области». «За» - 61,81%.

7 июня 1996 г. «О господдержке организаций дизелестроения Ярославской области». «За» - 60,53%.

8 июня 1996 г. «О мерах господдержки создания производства современных мини-грузовиков в Новосибирской области. «За» - 43,74%.

15 июня 1996 г. «О мерах по обеспечению комплексного социально-экономического развития Краснодарского края в 1996-2000 годах». «За» -43,89%.

15 июня 1996 г. «О господдержке кузбасской модели реформирования экономики региона в 1997-2005 годах». «За» - 41,59%.

15 июня 1996 г. «О мерах господдержки социально-экономического развития Республики Хакассия в 1997-2005 годах». «За» - 47,18%.

В конечном итоге, по данным Центризбиркома из 74 707 тыс. избирателей, принявших участие во втором туре голосования (из 108 600 тыс. россиян, имеющих право голоса), за Б. Ельцина проголосовало 40 208 тыс., за Г.Зюганова - 30113 тыс., против обоих кандидатов - 3 605 тыс.

С завершением избирательной кампании деятельность блоков частично или полностью сошла на нет.

Избирательные кампании в регионах в 1996-1998 годах показали, что партийная идентификация теряет в них свое значение. С возрастанием региональной дифференциации, степень которой сегодня уже составляет по занятости 25, по оплате труда - 12, и с усилением изоляции регионов (внутренняя миграция в России за последние годы уменьшилась в 2 раза) происходит консолидация региональных элит. В регионах корпоративный принцип организации общества доминирует над социально-политическим, партийным, и на выборах акценты в поведении избирателей смещаются от партийных интересов в сторону корпоративных, отраслевых, групповых, региональных и иных. В совокупности факторов, определявших электоральное поведение членов партий на региональных выборах, партийная программа оказалась менее значимой, чем другие. Автономность регионов ведет также к так называемому «партийному регионализму», самостоятельности региональных структур, их независимости от центральных партийных органов. Отсюда появление самых, казалось бы, немыслимых «коллизий», как, например, в Ленинградской и Калининградской областях, а также в Санкт-Петербурге, где вокруг будущих победителей консолидировались буквально все противники нынешней «партии власти» - от КПРФ и «ЯБЛока» до московского мэра Ю. Лужкова. Показательна и обратная ситуация, в Саратове, где в поддержку кандидата от «партии власти» объединились не только члены Общероссийского координационного совета (ОКС), но и их оппоненты из АПР и даже из регионального леворадикального движения «Трудовое Балаково».

По мере перераспределения власти между центром и региональными олигархическими элитами, которые все больше чувствуют свою независимость, роль общероссийских партий как политических акторов упадет еще больше. Примечательно, что Закон о политических партиях, принятый Думой в декабре 1995 г., так и не получил одобрения Совета Федерации, представляющего региональные элиты. Что же касается участия партий в выборах региональных законодательных органов, то пропорциональная системы выборов принята только в 4 из 89 субъектах Федерации.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика