Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

10. ВЛИЯНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ

Выборы представляют собой основной механизм передачи власти конституционным путем, выполняющий эту функцию систематически. Они обеспечивают легальность борьбы политических группировок по установленным правилам. Поэтому выборы становятся главной ареной борьбы партий за участие во власти.

Избирательная система - законодательно установленный свод правил проведения выборов, по которым определяются победители и побежденные в этой борьбе, является очень мощным институциональным фактором, влияющим на формирование партийной системы. В начале 20-х годов XX в. в Великобритании к двум существовавшим издавна партиям - либералам и консерваторам - добавились лейбористы, причем две последние партии могли претендовать на примерно равную поддержку избирателей. На выборах 1923 г. Либеральная партия «скатилась» на третье место, получив 23,4% голосов. Однако британская избирательная система отвела им лишь 10% голосов в парламенте. Электорат либералов почувствовал себя обманутым и на следующих выборах отказался «терять голоса». В результате либералы были оттеснены на периферию политической жизни. В 1933 г. Прогрессивная партия Исландии получила практически такой же процент голосов, как британские либералы на уничтоживших их выборах - 23,9%. Однако здесь избирательная система «сработала» таким образом, что партия с 33,2% мест в парламенте оказалась крупнейшей в стране и возглавила правительство.

Единственного бесспорного способа избрания представительной власти не существует. В конкретной стране принятый тип избирательной системы зависит от исторических традиций и сложившихся форм разрешения конфликтов, социальной структуры и специфики массовой политической культуры. Абстрагируясь от деталей, можно выделить два основных типа: пропорциональное представительство и мажоритарная система. Каждый из них имеет свои недостатки и свои достоинства. Эти недостатки и достоинства однако уравновешиваются в контексте национального электорального законодательства, принятого в каждой из стран, ибо его конечной целью в либеральных демократиях остается сохранение демократии.

При пропорциональных выборах каждая партия получает число мандатов, соответствующее ее доле в общем числе голосов избирателей. В этом принципе формирования таится опасность дробления власти на такое множество мелких группировок, которое может парализовать ее функционирование. Чтобы избежать этого, устанавливается барьер в виде определенного минимума голосов избирателей - обычно от 3 до 10 %, который должна преодолеть партия для прохождения в парламент. Голоса, отданные за партии, не набравшие проходного минимума, не принимаются в расчет при распределении мандатов, т.е. фактически приравниваются к недействительным. Однако квотирование имеет обратную сторону: избиратель, симпатизирующий партии, которая не имеет шансов попасть в парламент, может изменить свое решение в пользу другой, с лучшими шансами, или вообще отказаться от голосования. В результате крупные партии получат дополнительную поддержку «чужих» избирателей, а «непроходные» могут полностью исчезнуть.

Вопрос о высоте проходного барьера для партий ставился перед вторыми выборами в Государственную Думу, в 1995 г. Многие политологи доказывали, что для нестабильной политической системы России и ее раздробленного общества 5%-ный барьер слишком высок, ибо он оставляет не представленными в высшем законодательном органе большие группы населения и, как следствие, способствует снижению легитимности власти. Против выступили прежде всего партии, прошедшие в Думу на первых выборах и надеявшиеся сохранить там свои позиции.

При пропорциональной системе избиратель в большинстве случаев не определяет, кто именно из членов «его партии» окажется в парламенте. Иногда, чтобы позволить избирателям выразить свои индивидуальные предпочтения, им предоставляется возможность пометить в партийных списках имена тех кандидатов, которых они обязательно хотят видеть в парламенте.

Хотя пропорциональная система в принципе считается более справедливой, многие страны с давними демократическими традициями практикуют и поныне мажоритарную систему. К таким, помимо англоамериканских стран, относятся Франция и Япония, а также более молодые демократии Испании и Португалии. В мажоритарной системе побеждает кандидат, набравший большее число голосов в своем избирательном округе. При этом голоса, поданные в данном округе за проигравшего кандидата, не учитываются в подсчете общих результатов по стране и, соответственно, теряются при распределении мандатов между партиями. Система имеет то очевидное достоинство, что обеспечивает парламентское представительство каждому из округов.

В мажоритарной системе требуемое для победы большинство голосов может быть двух видов - абсолютное и относительное. Классическим примером первого является избирательная система Франции. Страна разбита на избирательные округа, число которых равно числу мест в парламенте. Каждый округ выбирает одного кандидата. Избранным считается тот, кто собрал более половины отданных голосов. Если ни один из кандидатов не имеет такого результата, проводится второй тур, в котором баллотируются два лидирующих кандидата. Для победы во втором туре достаточно простого большинства.

В Англии практикуется относительная мажоритарная система. 650 депутатов Палаты общин определяются в одном туре голосования. Достаточным считается простое большинство, даже в 1 голос. При неудачно сложившемся голосовании может случиться так, что партия, набравшая в масштабе страны абсолютное большинство, остается тем не менее в меньшинстве в парламенте только потому, что в некоторых избирательных округах результаты оказались более благоприятными для конкурента. Так, на выборах 1951 г. Консервативная партия, завоевав 13 724 718 голосов, получила 321 место в палате общин, а Лейбористская при 13 948 385 голосах - всего 296.

В ряде стран используются различного рода смешанные мажоритарно-пропорциональные системы. Так, в ФРГ половина состава бундестага выбирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы; в Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. Кроме того всеобщие выборы могут проводиться по одной системе, а региональные и коммунальные - по другой.

Иногда выделяют еще преференциальную систему, которая позволяет избирателям ранжировать кандидатов и партийные списки по предпочтительности. Эти предпочтения учитываются при распределении мест. Вероятно, такая система наиболее соответствует основному критерию демократичности выборов: «один человек - один голос». Ее основной недостаток -сравнительная сложность подсчетов. Очевидно, поэтому преференциальная система используется на национальном уровне только в двух странах - Ирландии и Мальте.

В составе любой политической системы избирательная система - это наиболее манипулируемый институт. Действительно, изменение конституции - обычно весьма длительная и трудоемкая процедура, требующая преодоления неизменно высоких барьеров, устанавливаемых самой конституцией. (В Конституции Российской Федерации порядок внесения поправок определяется специальной девятой главой). Избирательные законы принимаются парламентом простым большинством. Не удивительно, что попытки манипулировать избирательной системой предпринимаются довольно часто. Со времени установления третьей республики во Франции (1871 г.) избирательный закон менялся более дюжины раз. Британское правительство в 1973 г. вполне сознательно пошло на введение в Северной Ирландии очень редкой разновидности пропорциональной системы, чтобы избежать победы республиканцев на предстоящих выборах.

Особенно распространены манипуляции с «нарезкой» избирательных округов. Допустим (пример условный), что от области N в Государственную думу по одномандатным округам должно быть избрано 6 депутатов. В нем в выборах участвуют две партии - «красных» и «зеленых», каждая из которых может рассчитывать на 300000 голосов (ровно половина избирателей). Если округа в этой области будут нарезаны сторонником «красных», то может получиться интересная картина (см. табл.). «Загнав» значительную часть избирателей «зеленых» в один округ, партия «красных» обеспечила себе большинство в остальных пяти. В результате парламентские мандаты распределились не поровну, а в пропорции 5:1.

Таблица 1

  Округа            
Партии 1 2 3 4 5 6  
«Красные» I0000 58000 58000 58000 58000 58000  
«Зеленые» 90000 42000 42000 42000 42000 42000  

Необходимое вследствие естественной демографической динамики уточнение границ избирательных округов перед каждыми выборами осуществляется региональными избирательными комиссиями, которые испытывают давление действующих властей, стремящихся к тому, чтобы изменения производились в пользу их кандидатов на предстоящих выборах. Важность этого элемента избирательной системы подтверждается процедурой их установления: после назначения выборов Центральная избирательная комиссия принимает специальное постановление об утверждении схемы одномандатных округов, которое затем утверждается действующей Думой в качестве федерального закона.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика