Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Римское право. Ч. 1

РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Оно пережило создавший его народ и дважды покорило мир.

Зародившись в период, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных в Италии, римское право являлось тогда несложной, архаической системой, во многом проникнутой патриархальным и узконациональным характером. По мере роста римская община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир. Вместе с этим Рим меняется и внутренне. Рушится старый патриархальный строй, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями. Новая жизнь требует напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. И в соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь на началах индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний становятся краеугольными камнями римской правовой системы.

Одновременно с расширением территории римского государства происходит втягивание Рима в международный торговый обмен. Греция, Финикия, Египет, Карфаген уже давно вели активную торговлю. По мере того, как Рим превращался в политический центр Средиземноморья, он также становился центром торгового оборота огромной и разнородной территории. В связи с этим возникла потребность в создании правовых норм для разрешения споров, которые можно было бы применять независимо от национальной и территориальной принадлежности субъектов права. Старое римское право для этого не годилось, так как оно не было свободно от местных и национальных особенностей. Под влиянием объективных потребностей римское право впитывает в себя все обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных отношениях, придает им ясность и прочность, приобретает черты универсальности.

Так возникало римское право, основанное на принципах универсализма и индивидуальности, ставшее общим правом всего античного мира. И в начале нашей эры римское право становится основой правовой системы всей цивилизации Средиземноморья.

При разработке принципов правовой системы римская юриспруденция ориентировалась прежде всего на принципы взаимного признания субъектов гражданского оборота, исключительности контроля лица над своим имуществом, эквивалентности обмена товарами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Известный римский юрист Ульпиан сформулировал обобщение, универсальное для любой эпохи: «Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое» (D.1., 1, 10, 1).

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представляениям, выступало как нечто богоданное и обозначалось термином fas. В отличие от fas светское право получило наименование ius. Это право стали понимать как право вообще, охватывающее и право естественное (ius naturale) и то, что в последующих правовых учениях стали называть позитивным или положительным правом. Характерной чертой римского права было восприятие естественного права как действующего, специфической составной частью права вообще, а не только теоретико-правовой конструкцией.

Это обстоятельство отчетливо проявляется в различных классификациях и определениях права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан отмечал, что частное право делится на 3 части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из предписаний народов и предписаний цивильных. Названные части - это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие компоненты, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.

Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем права вообще соответствовало их представлениям о праве как справедливом явлении. «Изучающему право, - подчеркивал Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно получило свое название от iustitia (правда, справедливость)». А римский юрист Цельс утверждал, что право есть ars boni aequi, т.е. искусство добра, равенства и справедливости.

Aequitas, будучи сущностью и выражением естественно-правовой справедливости, служила критерием для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве преторов и юристов, высшим принципом при толковании и применении права. «Iustitia (правда, справедливость), - отмечал Ульпиан, - есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Без соответствия справедливости право дисквалифицируется, предстает как ius iniquum, т.е. не отвечающее требованиям равной справедливости. Согласно воззрениям древнеримских юристов, эти требования распространяются на все источники права, в том числе и закон (lex).

Анализируя казус за казусом с позиций соответствия устойчивым нормам цивильного права (ius civile) и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить тончайшие аспекты волеизъявления и правоотношений.

Высшим достижением римского правового развития стала кодификация императора Юстиниана, созданная на востоке империи.

С распадом империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть в западной части римского государства, продолжали применять к романизированному населению своих стран нормы римского права. Но многое из римского правового опыта в этот период остается невостребованным.

Рецепция римского права. В конце XI века, когда в Италии возрождается интерес к античной культуре, тексты кодификации Юстиниана привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, делал возможным использование римского права в качестве основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в точном юридическом инструменте особенно остро начинает ощущаться с развитием товарно-денежных отношений, расширением торгового оборота, ростом новых экономических отношений. В этих условиях происходило восприятие и освоение римского права в качестве действующего, получившее название рецепции римского права.

В Северной Италии, в Болонье, в этот период складывается объединение лиц, усердно изучающих римское право. Вскоре они оформили свой союз, дав ему название латинской автономной корпорации - universitas. Постепенно университетское образование и юридическое знание распространились на всю Европу.

 

2009-07-06 12:17:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Яндекс.Метрика