Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 2

1.4. Распределение обязанностей и полномочий и принципы их передачи

От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация - концентрирование руководства и управления в одном органе, подразделении, месте, лице с отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы руководителей низшего звена.

Делегирование полномочий - процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией, что необходимо, когда масштабы управления слишком велики. Передаются лишь полномочия, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

Методы передачи полномочий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Методы могут быть общими или специальными. Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими.

Принципы передачи полномочий. Здесь наиболее важными являются следующие:

передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом (что должно быть согласовано); подчинённый должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;

передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;

каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий; все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления.

Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин субъективного характера и включает в себя следующее:

восприимчивость руководителей к новым идеям;

готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;

готовность доверять низшему звену управления;

стремление осуществлять лишь общий контроль, а не почасовой, ежедневный.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации. Среди них можно выделить следующие:

величину затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);

степень унификации. Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию, т.е. один из методов стандартизации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;

размеры предприятия: на крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать; там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;

философию менеджмента: руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, когда все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, когда руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;

наличие подходящего руководителя: при отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;

использование приемов контроля: чем выше возможности осуществлять контроль, тем большей степени децентрализации можно достичь;

характер деятельности организации: если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;

влияние внешней среды, например, политики правительства в области ценообразования, доходов или введение каких-либо ограничений на использование рабочей силы.

По мнению В.Р. Веснина, крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах - организациях конгломератного типа. В них отсутствуют какие бы то ни было связи - информационные, технологические, организационные и даже финансовые, посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств, они заменяются финансовым контролем. Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом - централизацией. Таким образом, возникают своего рода «маятниковые колебания», придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость. Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.

Преимущества централизованного управления. К ним относятся:

лучший контроль за деятельностью предприятия;

возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;

устранение возможного дублирования тех или иных мер и усилий;

более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.

Централизация управления, например, может сделать целесообразным приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного оборудования.

Недостатки централизованного управления. К ним относятся:

рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации, досье;

задержки в принятии решений, особенно на рабочем месте;

принятие решений теми, кто не знаком с реальной ситуацией на производстве.

 

2009-05-19 12:16:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Яндекс.Метрика