Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

Дешевизну товаров массового спроса Маршалл объяснил категорией «потребительского излишка», или ренты потребления. Это избыток полезности, который достается потребителю благодаря возможности для него приобрести. Маршалл четко сформулировал понятие эластичности спроса - реагирования на изменения цен в большей или меньшей пропорциональности.

Уделяя большое внимание техническому прогрессу, Маршалл выделил организацию как 4-й фактор производства и подробно исследовал его, опираясь на свои познания в экономии промышленности. Интересно, что главным событием XIX в. и главным вкладом в увеличение богатства Англии, Маршалл считал развитие не обрабатывающей промышленности, а транспортных отраслей, понимая под ними и инфраструктуру в широком смысле: снижение издержек перевозки людей и товаров, удешевление водоснабжения и освещения, электроэнергии и средств информации.

Маршалл рассматривал развитие промышленности в терминах дифференциации и интеграции. Дифференциация проявляется в промышленности как возрастающее разделение функций, развитие специализированных навыков, знаний и машин, тогда как интеграция, усиливающаяся глубина и прочность связей между различными частями производственного организма проявляется в таких формах, как возрастание надежности коммерческого кредита, средств и навыков общения при помощи морского и автомобильного транспорта, железных дорог и телеграфа, почты и печатного станка.

Эффекты, вытекающие из масштабов производства любого вида товаров, Маршалл подразделил на внешнюю экономию, зависящую от общего развития производства, и внутреннюю экономию, зависящую от ресурсов отдельных предприятий, от их организации и эффективного управления ими. Преимущества крупных предприятий состоят, по мнению Маршалла, в эффективности от применения узкоспециализированных машин и работников; в возможностях технологических экспериментов; в организации закупок и продаж; в подборе управленческих кадров.

Эффект масштаба способствует внедрению технологий и становится базой для дальнейших усовершенствований. «Успех приносит доверие, а доверие приносит успех, доверие и успех помогают сохранять старых клиентов и привлекать новых; увеличение предприятия обеспечивает ему большие возможности в закупках необходимых материалов; его изделия служат рекламой друг для друга и таким образом уменьшают трудности их сбыта».

Маршалл видел также определенные преимущества мелких предприятий: вездесущесть хозяйского глаза, экономию на бухгалтерских издержках и системе контроля, неизбежно громоздкой на крупных предприятиях. Более того, «во всех вопросах, связанных с отраслевой информацией, значение внешней экономии постоянно возрастает сравнительно со значением внутренней». Газеты, всякого рода торговые и технические публикации постоянно доставляют сведения, необходимые мелкому предпринимателю.

Предприятие, которое отличается средними успехами, располагает нормальным доступом к получению как внешней, так и внутренней экономии для совокупного объема производства, Маршалл назвал представительной фирмой.

Динамику издержек производства Маршалл классифицировал на 3 случая зависимости:

- стабильность издержек на единицу продукции при росте выпуска (закон постоянной отдачи);

- снижение издержек (закон возрастающей отдачи);

- увеличение издержек (закон убывающей отдачи).

В краткосрочной перспективе издержки производства возрастают. В долгосрочной перспективе закон убывающей отдачи действует (как об этом писали Мальтус и Рикардо) в сельском хозяйстве, но в промышленности, за счет технических нововведений, действует, (хотя этому и препятствуют различные обстоятельства) закон возрастающей отдачи - под влиянием технических нововведений.

Весьма любопытны заключающие труд Маршалла очерки исторического развития «свободной промышленности и предпринимательства», и экономической науки, его взгляд на социалистов, которые решительно, но неубедительно отстаивали тезис о совершенстве человека.

Книга Маршалла при его жизни выдержала 8 изданий, а сам он стал признанным главой Кембриджской школы, ставшей для экономистов всего мира примером «высокой» экономической теории.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика