История экономических учений. Ч. 1
8. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
8.1. Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы в экономическом анализе
Для истории наук, как и других областей человеческой культуры, характерно противопоставление «классического» и «современного». В экономической науке водоразделом между «классикой» и современной экономической теорией является «маржиналистская революция» 70-х гг. XIX вв., с которой берет начало современный микроэкономический анализ, основанный на оперировании «предельными» (маржинальными - marginal) понятиями - «предельная полезность», «предельная производительность», «предельный доход», «предельные издержки», «предельная норма замещения» и т.д.
Хронологически маржиналистская революция связана с выходом 3-х книг в разных странах, на разных языках: «Теория политической экономии» (1871) -англичанина У.С. Джевонса; «Основания науки о народном хозяйстве» (1871) - австрийца К. Менгера; «Элементы чистой политической экономии» (1874) - франко-швейцарца Л. Вальраса.
Независимо друг от друга эти три автора почти одновременно предложили новый подход, изменивший общее видение предмета экономической теории, ее инструментарий, а на английском языке, (который в XX в. стал международным языком экономистов) и ее название: вместо «политическая экономия» (political economy) - «экономике» (economics; по аналогии с mathematics и phyisics, и это отнюдь не случайно, поскольку новый подход вскоре обосновался на использовании математических методов и равновесного анализа).
Институционально маржиналистская революция связана с оформлением 3-х университетских школ и научного сообщества экономистов со своими журналами. Карл Менгер (1840-1921), стал основателем австрийской школы, продолженной Евгением фон Бем-Баверком (1851-1914) и Фридрихом фон Визером (1851-1926). Лозаннскую школу в университете главного города швейцарского кантона Во составили Леон Вальрас (1834-1910) и его преемник на профессорской кафедре итало-швейцарец Вильфредо Парето (1848-1923).
Наконец, наиболее разветвленной стала англо-американская школа. Вслед за Уильямом Стенли Джевонсом (1835-1882), профессором Манчестерского, а затем Лондонского университетов, ее традиции укрепляли профессор Оксфордского университета Френсис Исидро Эджуорт (1845-1926), профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл (1842-1924) и его ученики, профессор Колумбийского университета в столице США Дж. Бейтс Кларк (1847-1938).
Парадигматически маржиналистская революция означала перемещение основного проблемного поля экономической теории с «богатства народов» и способов его приумножения и распределения между основными общественными классами - на вопрос о том, как из ограниченных наличных ресурсов люди выбирают оптимальные варианты их употребления.
Парадигмой в современном науковедении называют модель постановки проблем, принятую научным сообществом в качестве образца решения исследовательских задач. В отличие от классической парадигмы, которая отводила роль регулятора экономической жизни прошлым затратам общественного труда, маржиналистский подход поставил в центр внимания будущую полезность благ с точки зрения индивидуального выбора.
Классики выводили ценность «со стороны предложения» из издержек производства. Маржиналисты придали основное значение субъективным оценкам благ потребителями, (которым в классических теориях практически не было места). Маржиналистов интересовал прежде всего статический аспект экономической системы, ее равновесие, при котором индивидуальные субъекты достигают своих целей: потребитель (домохозяйство) - наибольшей полезности, производитель (фирма) - максимальной прибыли. Маржиналисты предпослали своему анализу принципы рационального максимизирующего поведения индивидов и всеобщей замещаемости благ - возможности изменить их комбинацию и повысить благосостояние путем обмена.
Методологический индивидуализм маржиналистов нередко принимал форму «робинзонады» - концептуальной конструкции, в которой фигурирует одинокий индивид на необитаемом острове. Особенно охотно к фигуре Робинзона прибегала австрийская школа.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |