История экономических учений. Ч. 1
7.2. «Старая» историческая школа. «Молодая» историческая школа: историко-этическое направление
Если Ф. Лист подчеркивал, что «дельная система необходимо должна опираться на достоверные исторические факты», то у германских экономистов Вильгельма Рошера (1817-1894), Бруно Гильдебранда (1812-1878) и Карла Книса (1821-1894) в их сочинениях 1840-50-х гг. наметилась тенденция доводить приоритет фактособирания в экономических исследованиях до отрицания политической экономии как системы.
В. Рошер, начав с подбора исторических иллюстраций к основным категориям классической политэкономии, отправил в прошлое трехфакторную концепцию производства, выделив в истории 3 больших периода: древнейший, когда главный деятель - земля; средневековый, когда приобретает все большее значение труд, капитализирующийся благодаря корпоративно-цеховой исключительности; новый, когда господствует капитал и происходит вытеснение ручного труда машинным и обострение противоположности роскоши и нищеты.
Б. Гильдебранд предложил иную, но тоже 3-стадийную последовательность, отразив ее в названии своей книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство и кредитное хозяйство» (1864). К. Книс вообще отказался от каких-либо общих схем развития хозяйства.
Ретроспективно Рошер, Гильдебранд и Книс были объединены понятием «старая историческая школа». Оно возникло после того, как в объединенной усилиями «железного канцлера» О. Бисмарка вокруг прусского королевства Германии возникла школа Густава Шмоллера (1838-1917) - профессора ряда университетов и одного из основателей «Союза социальной политики» (1871) -организации германских ученых-экономистов для сотрудничества с правительством в деле «укрепления новой Германии» посредством социальных реформ «сверху».
Г. Шмоллер соглашался с выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, но рассматривал монархию и государственное чиновничество как нейтрализующую силу в классовой борьбе. Сознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями - таковы, по Шмоллеру, условия классового мира и эффективного функционирования экономики.
Другой активный деятель молодой исторической школы и «Союза социальной политики» Луйо Брентано (1848-1931) подчеркивал, что одной из задач политической экономии является разрешение «вопросов, возбужденных агитацией». Брентано обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.
Экономисты новой исторической школы - деятели «Союза социальной политики» - приняли данное им прозвище «катедер-социалистов», т.е. социалистов с профессорских кафедр. Один из них, Адольф Гельд (1844-1880) писал в книге «Социализм, социал-демократия и социал-политика»(1878): «Катедер-социализм» выдвинул в противовес как радикальной приверженности манчестерства к принципу laissez lake, так и радикальному стремлению социал-демократии к перевороту, - самостоятельный принцип примирения порядка и свободы. Упрямому консерватизму и социальной революции он противопоставил законную, шаг за шагом продвигающуюся вперед положительную реформу».
Г. Шмоллер и его ученики подчеркивали не только нормативную сторону политической экономии и неприятие абстрактно-дедуктивного метода Рикардо и анализа экономических явлений, изолированного от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции; от особых черт, налагаемых национальностью и культурой.
В своем главном труде «Основы учения о народном хозяйстве (1900-1904) Шмоллер выдвинул программу превращения политэкономии в основную науку об обществе, которая благодаря накоплению конкретно-исторического материала и междисциплинарному подходу сможет установить генетическую связь социальных явлений, выносить этические суждения и давать практические рекомендации. Таким образом, отвергая «рецепты смитианства» в теории и экономической политике, Шмоллер стал обосновывать историко-этическое направление в политэкономии - изучение экономического поведения во всех его гранях, с акцентом на психологических, этических и правовых основах общности людей и на надиндивидуальных чертах экономической жизни, как она исторически проявляется в разных эпохах.
Шмоллер не считал возможным применение математики в общественных науках и указывал, что человеческая психика слишком сложна для дифференциального исчисления. Однако он был активным сторонником применения статистического материала.
Благодаря близости Шмоллера к официальным кругам Германской империи «новая историческая школа» стала господствующей в немецких университетах; ее влияние распространилось и за пределы Германии - в Англии, Франции, США, России. Германская школа в политической экономии способствовала формированию экономической истории и экономической географии как особых научных дисциплин.
Оппонентами исторической школы были К. Маркс (с революционных позиций) и профессор Венского университета К. Менгер, вступивший в 1883 г. со Шмоллером в «спор о методах», в защиту аналитических абстракций. У более молодых представителей самой школы тоже не вызывал одобрения сугубый эмпиризм, лишенный каких-либо теоретических обобщений.
Карл Бюхер (1847-1930) в монографии «Возникновение народного хозяйства»(1893), выдержавшей множество переизданий, предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной и Средней Европы с выделением 3-х ступеней, в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:
1) ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произведены;
2) ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство;
3) ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.
С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности -от работы на себя (1) и на заказ домохозяина (2) - к городскому ремеслу (3) и далее - к кустарной промышленности (4) и фабричному производству (5). Две последние формы промышленности соответствуют ступени народного хозяйства. Эволюция форм промышленности сопровождается распространением сферы влияния капитала вплоть до полного охвата им национальной экономики.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |