Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Торговое законодательство зарубежных стран

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

1. Необходимой предпосылкой возникновения прав и обязанностей из договора является соглашение, достигнутое сторонами, то есть договор совершается в результате взаимного согласия сторон, совпадения их встречных волеизъявлений. Этот основополагающий принцип в целом одинаково понимается во всех правовых системах, независимо от того, существует или нет по этому поводу прямое указание в законе. Чтобы иметь правовые последствия, воля каждой из сторон должна иметь внешнее выражение, называемое волеизъявлением.

Соглашение может быть достигнуто разными путями, и этот процесс может реализовываться в разных формах: путем непосредственных переговоров, обмена письмами, телеграммами, телексами и т.п. или даже просто совершения каких-либо действий, свидетельствующих о намерении и согласии вступить в данный договор. Такие действия называют конклюдентными.

Решающее правовое значение в процессе совершения договора имеют две стадии: оферта (offre, Antrag, offer), то есть предложение вступить в договор, и акцепт (acceptation, Aufnahme, aceptance) - согласие на заключение договора.

Наиболее четкие правила относительно процедуры заключения договора содержатся в ГГУ (§§ 145-157) и ШОЗ (ст. 1-10). Некоторые специальные предписания, касающиеся заключения торговых сделок, содержатся и в ГГУ

(§ 362).В ФГК нет норм, регулирующих процедуру заключения договора. Соответствующие положения были выработаны французской судебной практикой и доктриной. В англо-американском праве действуют нормы прецедентного права. Кроме того, ряд предписаний по этому вопросу содержится в ЕТК (ст. 2-204-2-207).

2. Первостепенное значение имеет вопрос о том, является ли то или иное предложение офертой, поскольку признание предложения офертой означает, что при согласии другой стороны, которой была адресована оферта, оферент становится стороной договора и обязан выполнить то, что им было обещано в оферте. Кроме того, в ряде стран квалификация предложения в качестве оферты означает, что до истечения определенного срока оферент не имеет права отказаться от сделанного предложения.

Все системы права при решении вопроса о квалификации предложения исходят из фактических обстоятельств каждого конкретного случая, учитывая взаимоотношения сторон, существующие обычаи и т.п., но при этом все правовые системы исходят из того, что сделанное другой стороне предложение может быть квалифицировано в качестве оферты только при наличии двух компонентов. Во-первых, в предложении должны содержаться как минимум существенные условия будущего договора, а содержание оферты должно быть достаточно ясным и полным, чтобы при согласии адресата мог возникнуть юридически действительный договор. Однако необходимо иметь в виду, что тенденция современной судебной практики и доктрины состоит в том, чтобы признавать возможность пробелов в оферте, так как в современном обороте договоры становятся все более сложными, иногда просто невозможно в момент предложения предусмотреть все условия, весьма важные для будущего договора. Во-вторых, предложение должно быть сделано с намерением заключить договор. Отсутствие такого намерения не дает возможности признать предложение в качестве оферты, но рассматривается как вызов оферты. Поэтому проспекты, прейскуранты, тарифы и другие информационные материалы всеми правовыми системами, как правило, не признаются офертой, на что прямо указано в швейцарском законе (абз. 2 ст. 7 ШОЗ).

Очень часто в торговом обороте различного рода предложения (в виде объявлений, публично вывешиваемых прейскурантов, выставленных для всеобщего обозрения товаров) обращены не к какому-то определенному лицу, а к широкой публике. В связи с этим возникает вопрос о так называемой публичной оферте. Он неодинаково решается в различных правовых системах. Наиболее широкое признание публичная оферта получила во французском и швейцарском праве, где публичной офертой признается выставление в магазине товара с указанием цены (абз. 3 ст. 7 ШОЗ). Право Германии, Англии и США квалифицирует выставление товара с указанием цены как приглашение начать переговоры, или вызов оферты. Офертой будет высказанное покупателем желание приобрести товар. Наконец, во всех странах офертой считается публичное обещание награды.

3. Правовые последствия, которые может создать оферта, наступают только после того, как она дошла до адресата. Лишь затем возникает, в частности, вопрос о том, связан оферент офертой до того, как адресат акцептовал ее, или он может в любой момент до акцепта ее отозвать. Этот вопрос встает, главным образом, при заключении договора, когда между предложением и получением ответа обязательно должен пройти какой-то срок (например, при заключении договора путем переписки).

Право всех стран исходит из того, что до получения оферты адресатом оферент вправе отказаться от своего предложения, то есть отзыв этого предложения должен дойти до адресата раньше оферты или хотя бы одновременно с ней (абз. 1 §130 ГГУ; абз. 1 ст. 9 ШОЗ).

Последствия полученной адресатом оферты в праве изучаемых систем определены по-разному.

 

2009-05-05 15:31:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38                        
Яндекс.Метрика