Шпаргалка по педагогике
93. Компоненты и диагностика обучаемости учащихся
Обучаемость - это способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:
1) потенциальные возможности обучаемого - индивидуальные характеристики обучаемого (восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.);
2) действенных знаний;
3) процесса (- ответствен за качество.. ) эффективности познавательного процесса;
4) темпы продвижения в обучение (усвоения знании).
Обучаемость учащихся можно диагностировать по темпам.
1. темп усвоения знаний, умений (Ту). Можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного понятия или теста
* Ту = Тф/Тэ х 100%,
где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым;
Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания.
2. Темпы продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее
Тп = Ту/Дэ х 100%,
где Ту - время полного усвоения раздела конкретным учащимся;
Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.
3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим значениям показателя обучения.
Тр = Тп/Дд х 100%,
где Тп - последующее зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных: х, баллах);
Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.
94. Процесс воспитания и диагностика воспитанности.
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.
2009-03-04 01:04:20 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |