Шпаргалка по педагогике
69. Виды закономерностей процесса обучения
Выделяются следующие закономерности процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от:
- уровня и темпов развития общества;
- потребностей и возможностей общества;
- уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения зависит от:
- общественных потребностей и целей обучения;
- темпов социального и научно-технического прогресса;
- возрастных возможностей школьников;
- уровня развития теории и практики обучения;
- материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
- характера и объема изучаемого материала;
- организационно-педагогического воздействия обучающих;
- обучаемости учащихся;
- времени обучения.
4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от:
- знаний и навыков в применении методов;
- цели обучения;
- содержания обучения;
- возраста учащихся;
- учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
- материально-технического обеспечения;
- организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от:
- интенсивности обратных связей в системе обучения;
- обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от:
- внутренних стимулов (мотивов) обучения;
- внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
70. Принцип наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает лишь через посредство зрения или только через посредство слуха. Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т. е. такие, какие встречаются в действительности. Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео- и магнитофонные записи). Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения и т.п. Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом - это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.
В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности.
2009-03-04 01:04:20 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |