Шпаргалка по педагогике
61. Теория потребностей А. Маслоу
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей силой.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуализации личности.
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации лежат физиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т.д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защищенность и т.д.). За ними идут потребности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды занимают не всем доступные потребности - в самосовершенствовании (желать стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), знании и понимании (любопытство, осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эстетические (красота, упорядоченность, системность, аккуратность, гармония).
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.
62. Методы изучения мотивации
Для активизации и развития мотивации применяются общие методы исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.
Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашении для этой цели коллег-учителей или экспертов.
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения, определение квалификации экспертов, безвредности процедуры, обоснованности выводов и др.
Среди специальных приемов изучения мотивации выделяют:
1) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изменении условий;
2) прием выбора партнера. Применяется для того, чтобы изучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимодействия с другими;
3) прием неоконченных предложений. Школьникам предлагаются 10 предложений, которые нужно дописать;
4) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием;
5) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом невольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение.
2009-03-04 01:04:20 Шпаргалки — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |