ГОСы по государственному управлению
3. Понятие менеджмента и менеджера, их цели и задачи
Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления (школы) М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс матер. заинтересованность ведут к повышению эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента: 1) тактическая – это поддержание устойчивого функционирования организации; 2) стратегическая – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях. Поскольку предпринимательской деятельности свойственны риск и неопределенность результата, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новых методов управления и т.д.
Термин «менеджер» применим:
- к организатору работы в рамках отдельных подразделений;
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.
Качества‚ необходимые менеджеру:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства;
- владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;
- принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;
- практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;
- умение управлять людьми - основная функция.
Функции менеджера:
- организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
- руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;
- управление людьми;
- административная деятельность в соответствии с современными методами управления.
Перед фирмой стоят задачи разного уровня - стратегические, тактические, оперативные. Следовательно‚ их должны решать менеджеры разных уровней. Во всех организациях возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников. Поэтому в любой компании существует иерархия управления, то есть организационная структура, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления.
По месту‚ занимаемому в системе управления организацией‚ выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.
Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).
Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном‚ это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.
Руководители высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.
2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСам — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 |
126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 |