Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

ГОСы по государственному управлению

26. Понятие мотивации и ее основные категории


Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Если руководитель хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, он не должен забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считалось, что если работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить.

Не зря менеджеров называют исполнительными руководителями, поскольку главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы той или иной организации.

Посредством мотивации руководитель:

- побуждает себя и людей исполнять конкретную работу;

- положительное поведение способствует повторению аналогичного поведенческого сценария.

Кроме того, мотивацию можно рассматривать как фактор:

- развития технического творчества;

- развития совмещения должностей;

- снижения текучести инженерно-управленческих кадров.

Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации трудового поведения людей. Например, выявив сильных работников, руководство может определенным образом вознаградить одним из следующих методов:

- благодарностью;

- заработной платой;

- продвижением по службе.

Систематическое положительное подкрепление поведения, которое ассоциируется с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению в будущем.

Психологи отметили, что потребности служат мотивом к деятельности. Когда потребность ощущается человеком, в человеке возникает состояние побуждения. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Потребности можно объединить в три группы:

- социальные;

- потребности в уважении личности;

- потребности в самоуважении.

Социальные потребности можно разделить на несколько составляющих:

1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками.

2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели.

3. Регулярное участие.

4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации.

5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности.

Потребности в уважении личности:

1. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации.

2. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий, выработке решений.

3. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий.

4. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице.

5. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение.

Потребности в самовыражении:

1. Создание условий для развития творческого потенциала и его использования.

2. Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи.

Проблемам мотивации отдельных индивидов и групп работников посвящены труды многих ученых-управленцев западных стран. Анализ научных источников по данной проблеме наглядно показал, что пальма первенства по праву принадлежит ученым западных стран (В. Зигерт, Могия Ланг, Дж. Шоннеси, С. Керролл, Г. Тоси, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклеланд, В. Врум, К. Левин, Д. Макгрегор и многие другие).

Приведем основные способы мотивации трудового поведения:

1. Денежное вознаграждение: стимуляция работников с помощью денежного вознаграждения особенно эффективна, когда предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выполнения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.

2. Одобрение: это еще более мощный способ вознаграждения, чем денежное вознаграждение. Достаточно одобрить хорошее поведение работника, и оно вскоре повторится.

3. Действие. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения вместо авторитарного и производить конкурентоспособный товар.

4. Вознаграждение свободным временем. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки тратить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.

5. Взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Этот способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большое значение. Такой подход требует от управленцев хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

6. Продвижение по служебной лестнице и личный рост. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства. Продвижение вверх предоставляет власть, а не только материальные блага.

7. Предоставление самостоятельности и любимой работы. Этот способ особенно эффективен, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Зачастую такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.

8. Призы. Этот способ вознаграждения зависит от воображения управляющего. Наиболее эффективен при вручении приза в присутствии работников фирмы.

 

2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСамвернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149  
Яндекс.Метрика