Литературоведение. Ч. 2.
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
... Понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности обладающую своими содержательными компонентами и своим типом связи между ними, а следовательно, и своими самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения XVIII в. романтизм реализм модернизм.
... Понятие художественной системы в данном здесь значении определяет основную форму исторического развития литературы. Поэтому необходимо далее определить соотношение этого понятия с другими понятиями, в которых также изучаются закономерности историко-литературного процесса, - с творческим методом, литературным течением, литературным направлением, стилем.
2.1. Творческий метод
Понятие о творческом методе в литературе было заимствовано из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии.
По общей своей сути понятие метода явилось очень важным приобретением науки об искусстве. Оно означает духовно-практический опыт людей, творчески применяемый ими для дальнейшего освоения природы и общественного бытия. Поэтому метод - это универсальная категория общественного сознания и деятельности. Она конкретизируется по отношению к каждой особой исторически выделившейся области духовно-практической и собственно духовной деятельности человека, в результате чего складываются соответствующие научные понятия, которые получают разные терминологические обозначения. В нашем литературоведении и искусствознании это понятие стало обозначаться терминами «творческий метод» или, что то же самое по значению, «художественный метод».
... Художественная литература является по сути своей продолжением духовно-практического опыта людей в сфере творческого воображения. Писатель рождается тогда, когда определенный духовно-практический опыт людей завладевает им и требует от него дальнейшей, максимальной, более того, предельной, сверхпредельной, безграничной реализации, что возможно только в творческом воображении человека. Так появляется неповторимая художественная индивидуальность и ее творческий метод.
Гегель определил метод как «сознание внутренней формы самодвижения ее содержания», то есть, если перевести это на наш язык в применении к специфике художественного творчества, метод - это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего расширенного художественно-творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает все, что оказывается в сфере его творческого восприятия.
Художник не просто воспроизводит тот или иной тип общественных отношений в какой-то системе типических образов. Прежде чем это сделать, он всей своей жизнью впитывал в себя определенный опыт общественного бытия, претворяя его в принцип художественно расширенного воспроизведения мира, в «строй души» своей и своего художественного творчества. Это выражение - «строй души» - взято из «Фауста» Гете в переводе Пастернака.
... Становление художественного метода писателя из его непосредственного жизненного опыта можно достаточно определенно проследить на творческом пути многих писателей. Возьмем для примера творчество А. Солженицына. Когда в 1962 году был опубликован его «Один день Ивана Денисовича», многие восприняли эту повесть просто как верное изображение судьбы невинно осужденного человека в условиях сталинских лагерей. Так ее поняли и тогдашние руководители партийно-государственного аппарата и признали ее в этом значении. В какой-то мере и потому, что ничего ужасного в лагере, представленном в повести, не происходит. Более того, для главного героя повести это был обычный день в заключении, и он прошел вполне благополучно: Иван Денисович избежал неприятностей от охраны, сумел добыть сверх нормы пайку хлеба, деликатесы за услугу привилегированному зэку, в полной мере развернул свою трудовую способность на строительстве «социалистического городка». В конце дня, перед сном, он благодарит Бога за благополучно прошедший день.
Все ужасы сталинского коммунистического рабства Солженицын описал вскоре после издания повести в своем многотомном художественно-публицистическом сочинении «Архипелаг Гулаг». В повести же, как затем и в романе «В круге первом», основное внимание писателя сосредоточено на самосохранении человеком своего человеческого достоинства и способности по-человечески относиться к другим людям в самых неблагоприятных для самоценной человеческой личности условиях жизни. Условия же эти по сравнению с действительным античеловеческим режимом сталинских лагерей заметно смягчены, так как в собственно художественном произведении они приобрели творчески концептуальное, художественно всеобщее значение враждебности всякого общественного устройства внутреннему духовному богатству человека и его практическому самоутверждению в духе гуманизма. Иначе говоря, опыт жизни писателя как человека-гуманиста в тюремных и лагерных условиях претворился в основной принцип художественного освоения сущности человеческого бытия, в художественно-творческую концепцию человеческой жизни вообще, в его художественно-творческий метод.
... Формирование художественного метода происходит только в творческой практике художника, поэтому оно индивидуально неповторимо. Но так как первоисточником творческого метода для ряда писателей является один и тот же тип духовно-практического опыта людей, то исторически складывается единство метода этих писателей, общая методологическая основа художественной системы.
... Основными понятиями, в которых литературоведы, как правило, исследуют творческий метод писателя или ряда писателей, являются понятия характера и обстоятельств. При этом, однако, надо иметь в виду, что реальная характерность является первоисточником всякого художественного содержания, в любом роде литературы. В эпосе и драме она предстает прежде всего как целостные характеры и обстоятельства, в лирике как характерное настроение, переживание, вообще внутреннее, субъективное состояние человека и общества. Поэтому творческий метод можно определить и как принципы расширенного художественно-творческого освоения реальной характерности жизни.
Всякий новый творческий метод возникает вместе с образованием новой художественной системы как сердцевина ее художественно-творческого содержания. Он определяет типы характерностей и тип связи между ними в данной художественной системе, то есть определяет структуру ее содержания. Поэтому у каждой художественной системы свой метод: и у литературы античной классики, и у литературы Возрождения, и у классицизма, и у романтизма, и у реализма, и у всякой другой системы в мировой литературе.
Единство метода предполагает достаточно широкое, хотя и не безграничное, многообразие конкретного художественного содержания и формы внутри системы. Иначе говоря, на общей методологической основе создаются произведения со своим конкретным содержанием и своими особенностями формы, тем самым каждое художественное произведение, творчество каждого писателя вносит свой неповторимый вклад в художественную систему.
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. С нашей точки зрения, для исследования этих разновидностей более всего подходят термины «течение», «направление», «стиль».
2011-01-11 09:00:14 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |