Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

1.4 Жанры драматургии

Возникновение жанров драматургии вполне определенно засвидетельствовано исторически. Если относительно эпоса и лирики теория А. Веселовского о происхождении всех трех литературных родов из обрядового хора вызывает возражения, то по отношению к драме она вполне убедительна: «... драма, в первых своих художественных проявлениях, сохранила весь его синкретизм, моменты действа, сказа, диалога...».

Как уже сформировавшийся жанр драматургии, еще отчетливо связанный с обрядовым хором, явилась древнегреческая трагедия - пример прочного единства жанрового содержания и жанровой формы как результата творческого преломления трагизма в родовых особенностях драмы. Хор в древнегреческой трагедии составляет существенную часть и формы, и содержания. Трагедия начиналась с пролога, за которым следовал выход хора (парад), партии которого (стасимы) чередовались с диалогами (эписодиями). Заканчивалась трагедия уходом хора со сцены (эскодом). По своей содержательной функции хор в древнегреческой трагедии выражает первородную божественную истину бытия, неписанные божественные законы, и трагизм героя заключается уже в том, что он отдалился от хора, от целого и поэтому мог отклониться от исконного содержания жизни, вступить с ним в неразрешимое и гибельное для себя противоречие.

Древнегреческая комедия заимствовала у трагедии ее жанровую структуру, придав ей свое, комическое содержание. В результате претерпела изменение и жанровая структура. Интересное исследование в этом отношении между трагедией и комедией проведено М. С. Кургинян. Сопоставляя исходную и конечную ситуации развития драматического действия в древнегреческой трагедии и комедии, она достаточно убедительно раскрывает качественное различие их содержательных структур. Конкретно это осуществлено на сопоставительном анализе «Антигоны» Софокла и «Всадников» Аристофана. В трагедии, по результатам ее исследования, развитие действия приводит в «эскоде» к полному разрушению исходной ситуации, к непоправимо гибельной судьбе главных действующих лиц: Креонт, отступивший от первородных неписаных законов ради интересов вновь образовавшейся государственной системы, обрекает на смерть Антигону, героически реализующую родовое неписаное право, и сам оказывается в беспросветно обреченном состоянии.

Во «Всадниках» Аристофана, классической древнегреческой комедии, исходная драматическая ситуация комически дискредитируется как полное несоответствие претензий правителей народа (Демоса) его доподлинной, самоценной сущности. Народ, «Демос», возрождает в исходе комедии свою первородную самоценность.

В дальнейшем художественном развитии жанровое содержание и жанровая форма трагедии и комедии претерпели значительные изменения. В их структуре исчезает хор, усиливается значение драматического действия как взаимодействия интересов отдельных общественных групп и индивидов.

В комедии Возрождения, которая вышла в начале этой эпохи на первый план в драматургии, высмеивается как какое-то недоразумение и заблуждение все несоответствующее истинной, теперь уже не божественной, а естественной родовой сущности человека. В комедиях Шекспира весело торжествует исконная родовая природа человека над чуждыми ей пороками. Это собственно возрожденное, смеховое, по замечательному определению М. Бахтина, художественное освоение жизни переходит на закате Возрождения в тревожное («Ромео и Джульетта») и тягостно трагическое («Гамлет») представление о сущности бытия.

Шекспир разрушил античную непроходимую грань между трагедией и комедией. В его комедиях и трагедиях один и тот же конфликт - между доброй природой человека и враждебными ей силами зла. Отличие в том, что в комедиях торжествует добро, а зло снимается как случайное напластование на здоровой природе человечества, а в трагедии между силами добра и зла идет, в сущности, неразрешимая борьба, которая разрушает жизни и той, и другой стороны. Существенным для драматургии Шекспира является и включение элементов комического в трагедию и трагического в комедию.

В XVIII веке утвердился, а в XIX - XX веках получил широкое распространение еще один жанр драматургии - просто драма, то есть пьеса с преимущественно драматическим типом художественного содержания. В XVIII веке такой жанр назывался «серьезной», «мещанской», «слезливой» драмой. Это пьесы преимущественно с конфликтами социально-бытового, этологического характера (из жизни так называемого «третьего сословия») с благополучным исходом благодаря победе интеллектуальной и сентиментальной добродетели персонажей. Например, в «Отце семейства» Дидро отец хорошо обеспеченной семьи в исходной ситуации руководствуется узкосословным принципом и готов разрушить счастье своего сына, полюбившего простую девушку, но в ходе действия в нем побеждает благоразумие и влюбленные молодые люди беспрепятственно соединяются.

В XIX - XX веках преобладает драма с острым конфликтом между самоценным личностным характером персонажа и социальными условиями его жизни, их этологической природой. Например, «Живой труп» Л. Толстого, «Дядя Ваня» Чехова, «Егор Булычев и другие» М. Горького.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика