Литературоведение. Ч. 2.
1.3. Лиро-эпические жанры
Сочетание лирической медитации и эпического повествования нередко встречается в произведениях разных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.
Басня - это нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающее из него поучение («мораль»). Если даже поучение не «формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее лиро-эпическую основу.
Басня - древнейший фольклорный жанр, очень близкий по системе своих персонажей, которыми обычно выступают животные, и назидательному сюжету к сказке о животных. Начало литературной басни связывается с именем древнегреческого баснописца Эзопа. Известен древнейший индийский сборник басен - «Панчатантра». В медленной эволюции басни можно отметить постепенное разрастание ее сюжета, превратившегося у Лафонтена, Крылова в живую картину. Басни пишутся и в стихах, и в прозе (Лессинг, Салтыков-Щедрин). В русской литературе, начиная с Сумарокова, постоянный размер басни - вольный, разностопный ямб. Басня часто использовалась и используется как оружие сатиры (Д. Бедный, С. Михалков).
Баллада - небольшое стихотворное сюжетное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом. В отличие от басни, где можно выделить лирическую («мораль») и эпическую (сюжет) части, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начал. По словам Белинского, в балладе «главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя».
Такому впечатлению способствует необычайное, яркое событие, положенное в основу баллады («Сын артиллериста» К. Симонова), а также композиционные и стилистические средства: быстрая смена событий, повторение строк, сама стихотворная форма. Жанровая проблематика в балладе может быть национально-исторической («Василий Шибанов» А. К. Толстого, «Синие гусары» Н. Асеева) и романической («Людмила», «Иванов вечер» Жуковского).
Лиро-эпической балладе предшествовала лирическая хороводная песнь в романской поэзии средневековья (прованс. ballar-плясать).
Расцвет баллады, в основном значении жанра, связан с поэзией романтиков, противопоставлявших «народную» балладу античным жанрам классицизма (Гёте, Шиллер, Макферсон, Скотт, Жуковский, Пушкин, Лермонтов). Много писал в жанре национально-исторической баллады А. К. Толстой. В советской поэзии известны баллады Н. Тихонова, С. Есенина, А. Суркова, Д. Кедрина и др.
Наиболее развернутой и объемной формой лироэпического жанра, появившейся в период перехода от романтизма к реализму, является роман в стихах. Роман в стихах сочетает многоплановость, эпическую объективность романного повествования и лирическое, субъективное начало. Одну из особенностей романа в стихах составляет образ автора иногда активно включающийся в повествование наравне с героями. Пример романа в стихах - «Дон Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина и др.
2011-01-11 09:00:14 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |