Литературоведение. Ч. 2.
1.2. Лирические жанры
В лирике особенно четко различаются два типа жанров: один представляет собой жесткое единство жанрового содержания и жанровой формы, другой - довольно свободное сочетание художественного содержания и формы.
Жанры первого типа сложились в ранние эпохи художественного развития. Это такие лирические жанры, как элегия, ямб, эпиникий в древнегреческой лирике; канцона, пастораль, альба - в средневековой (провансальской) лирике; сонет в лирике Возрождения. Но структура формы в этих жанрах, сложившаяся как кристаллизация вполне определенного художественного содержания, также оказалась способной воплощать и иные типы художественного содержания. Достаточно показательными в этом отношении являются исторические судьбы элегии и сонета.
Элегия возникла в VII веке до н.э. в древнегреческой поэзии как небольшое стихотворное лирическое произведение в форме двустиший из гекзаметра и пентаметра с преимущественно героическим содержанием в виде «горячих» призывов к воинам стойко сражаться за отечество. Наиболее значительным автором таких первородных элегий считается Тиртей. Но уже во второй половине VII века до н.э. в творчестве Мимнерма жанровое содержание элегии эволюционировало от героико-воинственного к грустному интимно-лирическому, любовно-драматическому содержанию, в котором «прославление чисто личной любви... соединяется с пессимистическими мотивами о смысле жизни, о смерти и, главным образом, о старости». Аналогичные, преимущественно любовно-драматические мотивы преобладают в элегии древнеримской лирики (Каллимах, Проперций, Тибулл). В новое время элегия, видоизмененная по своей стихотворной структуре в особенностях национального стихосложения, переживает расцвет в XVIII - начале XIX века в основном как любовно-философская (интимно-интеллектуальная, в нашей терминологии) элегия («Римские элегии» Гете), печально-сентиментальная (элегии Грея, Юнга, Ф.А.Шенье, Карамзина), грустно-романтическая элегия (Парни, Жуковского, Батюшкова).
Еще более разнородной по художественному содержанию сложилась история сонета. Сонет возник в итальянской поэзии раннего Возрождения как жанр любовно-сентиментальной лирики с «твердой» стихотворной формой из 14 строк. Но в последующем жанровая форма сонета стала входить в синтез с самыми разными типами художественного содержания, например с драматическим и трагическим у Шекспира, с такими разновидностями художественного интеллектуализма, как патриотические мотивы (в сонетах Мицкевича), политические мотивы (в сонетах Бехера).
В лирике XVIII - XX веков преобладают жанры со свободным единством содержания и формы. Чаще всего это просто лирические стихотворения или лирические песни с очень разным художественным содержанием. Общая суть лирического содержания состоит в художественно-творческом освоении внутреннего мира человека от сложнейших размышлений (медитаций) до тончайших переливов чувств, субъективной реакции на самые разные стороны общественного бытия человека и окружающей его природы. Поэтому по своему содержанию лирические жанры вбирают в себя в собственно лирическом преломлении самые разные типы художественного содержания со всем многообразием их внутренних разновидностей.
2011-01-11 09:00:14 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |