Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 2.

5. Бизнес-план

«Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94 [6], предписано всем предприятиям, претендующим на государственное финансирование конкретных инновационных проектов, представлять в государственные органы бизнес-планы (деловые планы) - развернутые технико-экономические обоснования проектов внедрения новшеств. Такая практика принята сегодня во всем мире независимо от того, кто является потенциальным инвестором - государство, частная компания или собственно предприятие, планирующее осуществить инновацию (внедрение новшества).

[В скобках следует заметить, что по прочтении предыдущего абзаца у читателя может возникнуть путаница в терминологии. В самом деле, из вышеприведенного определения инновационного проекта следует, что последний реализуется на предприятии, планирующем внедрение новшества, в то время как инвестор - предприятие (организация), вкладывающее средства в бизнес, - должен выбрать предполагаемый объект инвестиций, оценить объемы вложений и описать порядок финансирования, т.е. разработать инвестиционный проект как план долговременного финансирования, вложения денежных средств в какое-то предприятие.]

Основная роль бизнес-плана - служить инструментом для получения инвестиций для конкретного проекта. Кроме того, бизнес-план позволяет продумать весь бизнес от начала до конца, дать потенциальному инвестору, всем подразделениям и сотрудникам комплексное представление о замысле, конечных целях проекта; он аккумулирует все сведения по оценочной стоимости проекта, позволяет предусмотреть внешние связи и правовую защиту предъявляемых претензий. Другими словами, функциональное назначение бизнес-плана состоит в анализе идей, подтверждении реалистичности и разумности идей, определении задач, описании перспектив, описании проблем, определении условий возврата инвестиций.

Конкретные же задачи бизнес-плана можно изложить еще короче:

- технико-экономическое обоснование получения высокой прибыли;

- получение инвестиций;

- завоевание хорошей деловой репутации.

Для выполнения изложенных целей и задач бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

Описание (суть) проекта.

Оценка рынков сбыта.

Стратегия маркетинга.

План производства.

Организационный план.

Юридический план.

Оценка рисков и страхование.

Финансовый план. Стратегия инвестирования.

При разработке бизнес-плана целесообразно учитывать возможность негативного отношения к проекту потенциального инвестора. Поэтому предварительно необходимо предусмотреть второй и даже третий варианты инвестирования и соответственно сделать два или три варианта бизнес-плана, которые должны различаться между собой не только вариантами инвестирования (условия кредитования или возврата инвестиций), но и акцентами в различных разделах бизнес-плана: в зависимости от делового профиля и профессионального уровня потенциальных инвесторов они будут интересоваться различными разделами плана.

Разработкой бизнес-плана должны заниматься сотрудники предприятия, профессионально подготовленные к написанию соответствующих разделов. Исключение составляет раздел «Оценка рисков и страхование», для написания которого привлекаются сотрудники страховой компании, которые делают расчеты совместно с сотрудниками предприятия-инноватора.

Раздел «Описание проекта», излагающий суть внедряемого новшества, содержит основные характеристики нового изделия (материала, технологического процесса) в корректном сравнении с разработкой-аналогом, чтобы подчеркнуть конкурентоспособность и выгодное отличие внедряемой новинки. Здесь же перечисляются используемые запатентованные решения (как свои, так и чужие). Раздел завершается сводкой основных финансовых результатов от внедрения проекта, показывающей, в том числе, сумму получаемой в результате внедрения проекта прибыли (берется из раздела «Финансовый план») и выбранный вариант возврата инвестиций (кредита).

Раздел «Оценка рынков сбыта» описывает круг потенциальных потребителей проекта исходя из назначения программы, показывает вероятность появления на рынке конкурентов с аналогичной продукцией.

Раздел «Стратегия маркетинга» описывает механизм реализации результатов проекта, стратегию и тактику ценообразования, приводит затраты на рекламу, раскрывает организацию и стоимость сервисного обслуживания (для сложной техники).

Раздел «План производства» дает описание размещения производства новой разработки (действующее или вновь создаваемое предприятие), приводит схему производственной кооперации с указанием возможных проблем. Здесь же освещаются вопросы экологии, требующие дополнительных затрат.

Раздел «Организационный план» излагает организационную схему предприятия-инноватора, систему координации и контроля деятельности подразделений, систему оплаты труда, систему нормирования (во многих случаях эти сведения, содержащие коммерческую тайну, приводятся в приложениях); здесь же дается сводка дополнительных затрат исходя из требований к составу работающих:

прирост фонда заработной платы,

расходы на подготовку кадров,

расходы на переподготовку кадров,

расходы по оргнабору специалистов.

Расчеты этих сумм также приводятся в приложении к бизнес-плану.

Раздел «Юридический план» представляет собой, по сути, визитную карточку предприятия-инноватора. Здесь описывается статус (от лат. status -1) положение, состояние; 2) правовое положение - совокупность прав и обязанностей) предприятия, приводятся адреса (юридический и фактический), перечень документов, регламентирующих отношения между владельцем (собственником) предприятия и работающими, между поставщиками и контрагентами [КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens - договаривающийся), одна из сторон договора.] и предприятием-инноватором, между предприятием­инноватором и потребителями новинки; перечисляются наиболее вероятные негативные варианты взаимоотношений, описанных в этих документах, и юридические последствия предусмотренных вариантов.

Раздел «Оценка рисков и страхование» представляет собой описание возможных рисков в процессе осуществления программы с указанием источников этих рисков, моментов возникновения рисков, вероятности рисков и сумм возможного ущерба (убытка). Кроме этого дается ссылка на план мероприятий по профилактике наиболее вероятных и весомых рисков (приводится в приложении). В заключение даются результаты расчета сумм страховых платежей по видам. Основными группами риска при осуществлении проекта можно считать следующие:

- хозяйственные риски,

- хищения,

- несчастные случаи, стихийные бедствия, политические риски.

Раздел «Финансовый план. Стратегия инвестирования» содержит следующие документы:

прогноз объемов реализации программы, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат,

сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

В разделе дается общая сумма требуемых на реализацию программы средств и рассматриваются варианты их получения с изложением механизма возврата инвестиций (кредита).

 

2010-11-25 09:00:21 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Яндекс.Метрика