Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 2.

2. Процесс внедрения новшеств

Как мы условились в первой части курса «Инновационный менеджмент», процесс внедрения новшества (новации) будем именовать «инновацией». Некоторые авторы [14] рассматривают инновацию как часть инновационного процесса, в котором отмечают несколько последовательных этапов, начиная с фундаментальных научных исследований и кончая спадом объема продаж новинки (т.е. старением новинки и ее заменой другой).

При этом инновационный процесс определяется как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Таким образом декларируется, что процесс этот предполагает непрерывность.

На практике довольно часто новшество, появившееся в недрах конструкторского бюро (КБ) или отраслевого научно-исследовательского института (НИИ), не внедряется в серийное производство, не тиражируется и даже не выходит на рынок в опытном варианте. Тому может быть много причин: неактуальность новинки, мгновенное моральное старение вследствие появления другого новшества за другим авторством, недостаток средств для внедрения, техническая невозможность внедрения, личная незаинтересованность руководителя фирмы - потенциального субъекта внедрения (в т.ч. конъюнктурные мотивы) и т.д.

Поэтому процесс внедрения новшества и все связанные с этим вопросы выделены в отдельный раздел. Это не значит, что рассмотренная выше цепочка - чистая теория. Напротив, она имеет место при создании сложной техники на базе солидных научно-производственных объединений, в составе которых имеются не только производственные мощности, но и КБ, и НИИ. Чтобы понять место собственно внедрения новшества в производство, а далее - на рынок, рассмотрим схему, приведенную на рис. 1.

Основные этапы инновационного процесса

Рис. 1. Основные этапы инновационного процесса


Из приведенной схемы видно, что именно с этапа внедрения новшества, следующего за окончанием ОКР (т.е. с момента создания опытного образца), начинается процесс коммерциализации новации (новшества), т.е. вывода новинки на рынок. Коммерциализация включает как процесс внедрения новинки в серийное производство, так и вывод ее на рынок.

Из схемы так же следует, что понятие «инновационная деятельность», как часть инновационного процесса (или жизненного цикла инновации -периода времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования, или точнее - до момента начала коммерциализации другого новшества) - весьма условно, ибо если конечный момент внедренческой деятельности определен окончанием этапа «замедление роста коммерциализации», т.е. распространения, тиражирования, то начало инновационной деятельности определено где-то внутри периода прикладной научно-исследовательской разработки, когда говорить о конкретике внедрения (еще до окончания опытно-конструкторских работ!) просто преждевременно. Временная градация инновационной деятельности тем более условна, что на схеме она изображена как и маркетинговая деятельность. На практике маркетинговая деятельность может быть запараллелена с инновационной, и даже опережать ее в самом начале, когда еще не идет собственно процесс внедрения, но когда известно, что предполагается внедрять, когда возможно проведение анализа, сегментации рынка, развертывание рекламной компании и других работ в рамках маркетинговой службы.

Поэтому, в качестве альтернативы, возможно совместить начало инновационной деятельности с моментом начала внедрения новшества (началом коммерциализации новации).

Однако вариант, показанный на схеме, будет иметь место в случае, когда предприятие, внедряющее новшество, не просто покупает проект, а вкладывает в него свои средства еще на этапе прикладных исследований (рискоинвестиции), о чем уже говорилось в части 1 учебника.

По поводу жизненного цикла процесса внедрения нет единого мнения. Если взять за основу процесс коммерциализации, представленный на рис. 1, то этап внедрения новшества можно охарактеризовать как освоение серийного производства (здесь и далее - интерпретация применительно к промышленному производству, хотя речь может идти и об услугах, и об организационных новациях), этап роста - как выход на проектную мощность, наращивание объемов производства, увеличение объемов тиражирования, этап замедления роста - как стабилизация производства новинки, а этап спада - как свертывание производства новшества в связи с появлением продукта, идущего ему на смену.

Другие авторы описывают жизненный цикл нововведения также четырьмя этапами, но называя их иначе:

зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества;

освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений;

диффузия - тиражирование, многократное повторение нововведения на других объектах;

рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Как видно из приведенных двух блоков определений, различные авторы подразумевают различные временные диапазоны одного и того же процесса -процесса внедрения новшества, т.е. инновационного процесса, инновации.

Являясь объектом инновационного менеджмента, процесс внедрения новшеств должен иметь определенные цели и задачи. В общем виде этими целями являются повышение эффективности и результативности производства. Задачи же можно определить как нераздельную триаду: увеличение прибыли, снижение себестоимости, устранение рисков, элиминирование (устранение) рисков.

Эти задачи и выполняются в процессе внедрения технических, технологических, организационных и иных новаций, внедрения в серийное производство новых изделий, включения в ассортимент новых работ и услуг. Расширение ассортимента за счет новинки приводит к прямому росту валовой выручки [ВАЛОВОЙ ДОХОД, денежная выручка предприятий промышленности и сельского хозяйства, полученная от реализации продукции и услуг, за вычетом материальных затрат.] и, следовательно, прибыли. [ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ, часть валового дохода предприятия, которая остается у него за вычетом всех расходов.] Внедрение же технических, технологических, организационных и иных новинок опосредованно влияет на указанные показатели - через повышение производительности труда и сокращение издержек.

Как всякий управленческий процесс, процесс внедрения новшеств представляет собой изменение векторной величины, т.е. выбирая объект внедрения, мы намечаем направление наших усилий, а длина вектора будет показывать величину планируемых или фактических усилий, затрачиваемых на процесс внедрения новшества. При одновременном внедрении нескольких новшеств расчет суммарных затрат будет происходить по известному правилу параллелограмма сил.

Если при ответе на вопрос о необходимости, своевременности, объемах конкретного нововведения (т.е. по сути - мотивации процесса инновации) мы выдвигаем аргументы необходимости выживания в среде жесткой конкуренции, то процесс принятия решения о конкретном нововведении на различных уровнях управления выглядит по-разному. На верхнем уровне - это ощущение, озарение (интуитивный способ принятия решения), на среднем уровне - с помощью знаний, опыта (на основании суждений), на нижнем уровне - путем оценки и сопоставления последствий, путем моделирования и анализа (рациональный способ). Поскольку вопрос внедрения новшеств - это вопрос вкладываемых средств, то на этапе принятия решения необходим тщательный анализ эффективности будущих вложений («Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Лука 14:28).

 

2010-11-25 09:00:21 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Яндекс.Метрика