Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 1.

4. Временной аспект новшеств

Говоря о смене технологий, как примере замены одного новшества другим, нельзя не задать вопрос о жизненном цикле любого новшества, т.е. стадийности процесса, единстве его начала и конца. Имеется в виду период от зарождения идеи до момента, когда новшество перестает быть таковым, поскольку заменяется другим новшеством. В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла товара. Справедливости ради следует отметить, что некоторые авторы [3] подменяют слово «товар» (продукт труда, произведенный для обмена или продажи) словом «продукт», забывая о конечной цели производства этого продукта. Эта ошибка переходит и в официальные документы.

В методологии комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:

1. Исследование и разработка.

2. Изготовление.

3. Обращение и реализация.

4. Эксплуатация и потребление.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

маркетинг, поиск и изучение рынка,

проектирование и (или) разработка технологических требований,

разработка продукта,

материально-техническое снабжение,

подготовка и разработка производственных процессов,

производство,

контроль, проведение испытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции после использования.

Разумеется, что подобная дифференциация может быть применена только к сложной технике. Что касается более простых новых изделий, новых материалов или технологических процессов, целесообразна, на наш взгляд, первая классификация.

Однако оба эти подхода не отвечают на вопрос, когда же новшество прекращает  быть таковым.  Ответ  мы  находим   в  книге «Основы предпринимательства» под ред. Ю.М.Осипова, где дается вариант анализа жизненного цикла товара (см. рис. 4).

Жизненный цикл товара

Рис. 4. Жизненный цикл товара

 

Под   жизненным   циклом товара понимается период времени существования товара с момента его появления и поступления на рынок до ухода с рынка.

На первом этапе происходит внедрение товара на рынок. Интенсивность реализации товара в это время зависит, во-первых, от степени новизны предлагаемой продукции, во-вторых, от того, насколько ее появление соответствует желаниям потребителей. Темп роста продаж принципиально нового товара (новшества) несколько меньше, чем темп роста продаж какой-либо модификации (варианта) уже известного потребителям товара. [Модификация (от позднелат. modificatio - изменение), видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств.]

На втором этапе - этапе роста - в жизненном цикле товара происходит быстрое расширение сбыта, увеличение прибыли от его реализации, рост числа потребителей.

На третьем этапе - этапе зрелости - происходит снижение интенсивности роста производства и сбыта данного продукта, а затем намечается и их относительное торможение.

На четвертом этапе - этапе спада - происходит абсолютное сокращение объема продаж и производства товара, его вытеснение с рынка новыми товарами.

Наряду с традиционными этапами жизненного цикла товара встречаются и некоторые особенные этапы, например, обусловленные сезонностью или модой. Наглядно это может быть представлено синусоидой с определенной периодичностью колебаний (рис. 5) Такая сезонная кривая имеет место. когда интенсивность продаж нарастает в периоды. разнесенные во времени.

Кривая моды (Кривая сезонности)

Рис. 5. Кривая моды (Кривая сезонности)

Жизненный цикл товара может видоизменяться в зависимости от специфики продукта, степени его желательности и привлекательности для покупателей, периодического возвращения моды на него и иных факторов. Так, возможна ситуация, когда внедрение нового товара на рынок происходит сравнительно легко, но затем быстро наступает падение его продаж.

Резкое изменение популярности товара в данном случае иллюстрирует кривая увлечения (рис. 6). А вот кривая провала (рис. 7) изображает динамику товара, вообще не получившего признания рынка. Удачливая судьба очень популярного продукта отображается кривой бума (рис. 8).

Кривая увлечения

Рис. 6. Кривая увлечения

Кривая провала

Рис. 7. Кривая провала

Кривая бума

Рис. 8. Кривая бума

 

В приложении к понятию «новация» (новшество) некоторые авторы применяют схожую с вышеприведенной дифференциацию этапов жизненного цикла:

разработка - фундаментальные исследования, прикладные, теоретические расчеты;

проектирование - оформление документации, создание конструкции, чертежей, реализация их в опытном образце;

изготовление,

использование,

устаревание - исчерпание возможностей, появление альтернативного новшества.

 

2010-11-19 09:00:58 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Яндекс.Метрика