Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Демократия

Премьер-министры и президенты

Одним из важнейших решений демократии является метод избрания ее руководителей и представителей. В целом, существует две возможности. В парламентарной системе партия, получившая большинство в законодательном органе, или партийная коалиция формируют правительство, возглавляемое премьер-министром. Эта система парламентарного управления, зародившаяся в Великобритании, сегодня практикуется на большей части Европы, на Карибских островах, в Канаде, в Индии и во многих странах Африки и Азии (часто бывших британских колониях). Другой основной метод - прямые выборы президента независимо от законодательного органа. Президентская система практикуется сегодня в большой части Латинской Америки, на Филиппинах, во Франции, в Польше и в Соединенных Штатах Америки.

Основное отличие между парламентской и президентской системами состоит во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью. В парламентской системе это практически одно и то же, поскольку премьер-министр и члены кабинеты являются членами парламента. Полномочия правительства ограничены обычно определенным периодом времени - четыре или пять лет, например, - за исключением тех случаев, когда премьер-министр теряет большинство в парламенте. В таком случае правительство падает, и проводятся новые выборы. Может случиться и так, что глава государства - президент или конституционный монарх, играющие лишь символическую роль, - предоставляет другому партийному лидеру возможность сформировать правительство.

Здесь нет разделения властей, характерного для президентской системы американского толка, поскольку парламент является главенствующим правящим институтом. Парламентская система должна поэтому больше полагаться на внутреннюю политическую динамику самого парламента, чтобы налагать ограничения на власть правительства. Обычно это выражается в деятельности единой организованной оппозиционной партии, являющейся «тенью» правительства, или в соперничестве нескольких оппозиционных партий.

В президентской системе пост президента страны объединяет в себе главу правительства и главу государства. Президент избирается на определенный период непосредственно народом, равно как и члены Конгресса. Следуя модели разделения властей, члены кабинета обычно не являются членами конгресса. Как правило, президент может быть смещен до окончания срока полномочий только за серьезное или должностное преступление. Если партия президента имеет большинство в законодательном органе, это может облегчить прохождение его политических программ, но, в отличие от премьер-министров, президенты не зависят от большинства для того, чтобы оставаться в должности.

Представители

Другим важным решением любой демократии является организация выборов. Существуют опять же две основных возможности: выборы большинством голосов или пропорциональное представительство. Выборы большинством голосов, к которым иногда применяют выражение «победитель получает все», означают просто, что кандидат, набравший большинство голосов в данном районе, побеждает, получив либо больше голосов, чем другие (меньше 50 процентов, но больше, чем любой соперник), либо большинство голосов (более 50 процентов). Президенты избираются таким же способом, только на общенациональной основе. Некоторые системы предполагают также окончательный тур выборов между двумя кандидатами, стоящими во главе списка, в том случае, если никто не набрал абсолютного большинства в первом раунде. Система большинства голосов дает преимущества двум наиболее широким политическим партиям, доминирующим на политической арене.

В системе пропорционального представительства, принятой в большинстве стран Европы, избиратели обычно голосуют за политические партии, а не за отдельных кандидатов. Партийное представительство в национальном законодательном органе определяется процентным отношением или пропорцией голосов, отданных за каждую партию во время выборов. В парламентской системе лидер партии, получившей большинство голосов, становится премьер-министром и набирает кабинет из членов парламента. Если ни одна партия не набирает большинства голосов, партии начинают энергичные переговоры, имеющие целью формирование правящей партийной коалиции. Пропорциональное представительство поощряет многочисленные партии, которые, даже если они представляют лишь относительно небольшой процент избирателей, часто оказываются участниками переговоров для получения места в коалиционном правительстве.

Парламенты и президенты

Основная привлекательность парламентских систем, сегодня установившихся в большинстве демократических стран, лежит в их способности реагировать на изменения и в их гибкости. Парламентарные правительства, особенно если они выбраны путем пропорционального представительства, имеют тенденцию к многопартийности, когда даже относительно небольшие политические группировки представлены в законодательном органе. В результате даже явные меньшинства могут участвовать в политическом процессе на высшем правительственном уровне. Это разнообразие стимулирует процесс диалога и достижения компромисса, когда борющиеся партии формируют правящую коалицию. Если коалиция распадается или партия теряет свой мандат, премьер- министр подает в отставку и формируется новое правительство или проводятся новые выборы - при этом не возникает кризис, угрожающий самой демократической системе.

Главным недостатком парламентов является оборотная сторона гибкости и соучастия в управлении - нестабильность. Многопартийная коалиция может быть непрочной и разрушиться при первом признаке политического кризиса, что для правительства будет означать относительно короткий период деятельности. Правительство может оказаться также во власти небольших экстремистских партий, которые, угрожая выходом из правящей коалиции и последующей отставкой правительства, могут требовать от правительства проведения специфических политических курсов. Более того, премьер-министры - всего лишь политические лидеры, им не хватает авторитета, который имеют те, кто избирается непосредственно народом.

Озабоченность вызывает также отсутствие формальных институционных ограничений парламентского превосходства. Политическая партия, имеющая значительное большинство в парламенте, может, например, проводить в жизнь чреватые серьезными последствиями, даже антидемократические политические программы без каких-либо эффективных ограничений, что в перспективе может обернуться тиранией большинства.

При президентской системе основными качествами являются прямая подотчетность, продолжительность и сила. Президенты, избираемые народом на определенный период, могут претендовать на авторитет, исходящий из прямых выборов, независимо от положения их политической партии в конгрессе. Создавая раздельные, но теоретически равные власти, президентская система стремится установить сильные исполнительные и законодательные институты, каждый из которых имеет право претендовать на обладание мандатом от народа и каждый из которых способен ограничивать и уравновешивать другого. Те, кто опасается вероятной тирании исполнительной власти, подчеркивают роль конгресса; те, кого беспокоит вероятность злоупотреблений властью со стороны случайного большинства в законодательном органе, будет утверждать авторитет президента.

Слабость раздельно выбранных президентов и законодателей лежит в потенциальном тупике. Президенты могут не получить достаточного числа голосов, чтобы провести в жизнь свою программу, но, используя право вето, они могут преграждать путь конгрессу, стремящемуся провести в жизнь собственную законодательную программу.

На основании того, что они избраны прямым голосованием, президенты могут казаться более могущественными, чем премьер-министры. Но они должны прийти к согласию с законодательным органом, который, независимо от того, контролируется ли он оппозицией или нет, обладает избирательной основой, отдельной от президентской. В результате партийная дисциплина здесь значительно слабее, чем в парламентской системе. Президенты не могут, например, сместить или призвать к порядку непослушных членов партии, что обычно делают премьер-министры. Премьер-министр с крепким парламентским большинством может гарантировать прохождение правительственной законодательной программы; президент, имеющий дело с конгрессом, ревностно охраняющим собственные прерогативы, часто должен вести длительные переговоры, чтобы добиться прохождения билля.

Какая же система более успешно отвечает требованиям конституционной демократии - парламентская или президентская? Ответ на этот вопрос был предметом постоянных дебатов среди политологов и политиков частично потому, что каждая система имеет свойственные только ей сильные и слабые стороны. Следует, однако, отметить, что обе они совместимы с конституционной демократией, несмотря на то, что ни одна не гарантирует ее.

 

2010-11-15 09:40:59 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика