Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Демократия

Демократическая форма правления

Демократия и власть

Сторонники авторитарных режимов и другие противники демократии разделяют превратное мнение о том, что демократия, поскольку ей не хватает власти для угнетения, не обладает также и достаточным авторитетом для управления. Эта точка зрения несправедлива по своей сути: демократическая форма правления требует, чтобы власть правительства была ограниченной, но это не означает слабого правительства. Путь развития истории показывает, правда, что демократии были непрочны и их было мало, даже если принять во внимание последнее десятилетие, отмеченное возрождением демократии. Демократии ни в коем случае не обладают иммунитетом к течениям истории; причинами их падения были политические неудачи, внутренний раскол и нападения извне. Но демократии демонстрировали также замечательную способность быстро восстанавливать свои жизненные силы, а также преодолевать жестокие экономические трудности и социальные и этнические расхождения и даже одерживать победу в войне - при условии поддержки и сознательной приверженности своих граждан.

Способность демократии восстанавливать свои силы лежит именно в тех ее свойствах, на которые чаще всего ссылаются ее противники. Процесс дебатов, разногласия и компромисс, на которые указывают как на источник слабости демократии, на самом деле лежат в основе ее силы. Процесс дискуссий, характерный для демократии, трудно, конечно, назвать эффективным: принятие решений демократическим путем в большом и сложном обществе может оказаться запутанным, изнурительным и поглощающим много времени процессом. Но зато правительство, зиждущееся на согласии управляемых, может говорить и действовать с уверенностью и авторитетом, отсутствующими у режима, власть которого примостилась на узком насесте военной силы или на неизбранном партийном аппарате.

Принцип взаимозависимости и взаимоограничения властей

Одним из наиболее важных вкладов Америки в практику демократии является развитие системы взаимозависимости и взаимоограничения, гарантирующей рассредоточение и децентрализацию политической власти. Эта система основывается на глубоко укоренившемся убеждении, что самое лучшее правительство это то, потенциальные возможности которого злоупотреблять властью ограничены и которое держится как можно ближе к народу.

Как обобщающий термин «взаимозависимость и взаимоограничение» имеет два значения - федерализм и разделение властей.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА ДЕМОКРАТИИ

(на примере отдельных стран или регионов)

Четыре основных типа демократии

Таблица адаптирована из статьи Арендта Лийварта «Конституционные возможности новых демократий)), «Джорнэл оф демокраси» (том 2, номер 1, зима 1991 г.), стр. 74. Перепечатано с разрешения автора и издательства «Джонс Хопкинс юниверсити пресс».

 

Федерализм есть разделение правления между государственным, штатным или областным и местным уровнями. Соединенные Штаты Америки, например, являются федеральной республикой, состоящей из штатов, имеющих собственный законный статус и власть, независимую от федерального правительства. В отличие от политического деления в таких странах, как Великобритания и Франция, имеющих унитарную политическую структуру, американские штаты не могут быть уничтожены или изменены федеральным правительством. Несмотря на то, что в 20 веке в Соединенных Штатах власть на общегосударственном уровне значительно возросла по отношению к полномочиям штатов, штаты все еще обладают значительными правами в таких сферах, как образование, здравоохранение, транспорт и проведение законов в жизнь. В централизованной или «унитарной» системе эти функции берет на себя национальное правительство. Отдельные штаты США, со своей стороны, в целом следовали модели федерализма, делегируя многие функции, такие как управление школами и полицейскими подразделениями, местному самоуправлению. Разделение властей и полномочий в федеральной системе никогда не может быть гладким и четким - федеральные, штатные и местные организации могут иметь дублирующие друг друга или даже противоположные повестки дня в таких сферах, как, например, образование, - но федерализм дает гражданам максимальные возможности участвовать в управлении, что является жизненно важным для функционирования демократического общества.

Второе значение взаимозависимости и взаимоограничения относится к разделению властей, столь тщательно установленному создателями американской Конституции в 1789 году в качестве гарантии невозможности концентрации политической власти внутри одной ветви национального правительства. Джеймс Медисон, бывший, вероятно, центральной фигурой при разработке Конституции, а позднее четвертый президент Соединенных Штатов, писал: «Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании».

В каком-то смысле термин «разделение властей» является источником недоразумений, ибо система, разработанная Медисоном и другими создателями Конституции, предполагает, скорее, не раздел, а соучастие. Законодательные прерогативы, например, принадлежат Конгрессу, но президент имеет право наложить вето на законы, принятые Конгрессом. Чтобы отвергнуть президентское вето, Конгресс должен собрать большинство в две трети голосов в обеих палатах - в Палате представителей и в Сенате. Президент назначает членов кабинета и послов и ведет переговоры о международных соглашениях - но все это должно быть одобрено Сенатом. То же самое происходит при назначение федеральных судей. Другой пример: Конституция определяет, что только Конгресс имеет право объявлять войну, но главнокомандующим вооруженными силами является президент - этот источник трений между двумя властями был особенно очевиден во время затянувшейся вьетнамской войны 60-х и начала 70-х годов и в коротком конфликте в Персидском заливе в 90-91 годах. Из-за необходимости одобрения Конгресса для проведения политических программ политолог Ричард Нойштадт определил власть президента в Соединенных Штатах не как «власть командовать, а как власть убеждать».

Не все виды взаимозависимости и взаимоограничений внутри федерального правительства определены Конституцией. Некоторые утвердились в процессе государственной практики или при помощи прецедента. Наиболее важной является, вероятно, доктрина судебного надзора, установленная в процессе судебного дела 1803 года и дающая Верховному суду США право объявлять неконституционными акты Конгресса.

Разделение властей в американской системе часто является неэффективным, но оно дает важные гарантии против потенциального злоупотребления властью правительством - проблема, с которой сталкивается любая демократия.

 

2010-11-15 09:40:59 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика