Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Демократия

Культура демократии

Гражданская культура

Демократия - это не просто сумма институтов. Здоровая демократия зависит в значительной части от развития демократической гражданской культуры. Диана Рэвич подчеркивает, что в данном случае под культурой понимается не искусство, литература или музыка, но «манера поведения, практика и нормы, определяющие способность людей к самоуправлению».

«Тоталитарная политическая система, - пишет она, - способствует культуре пассивности и апатии. Режим пытается создать послушных и покорных граждан. В противовес этому, гражданская культура демократического общества формируется свободно избранной деятельностью отдельных личностей и групп. Граждане в свободном обществе стремятся к удовлетворению собственных интересов, используют свои права и берут на себя ответственность за свою жизнь. Они принимают собственные решения о том, где работать, какой деятельностью заниматься, где жить, вступать ли в политическую партию, что читать и так далее. Это - личные решения, а не политические».

Литература, искусство, театр, кино - средства художественного выражения культуры общества - также существуют независимо от правительства. Демократическое общество может поддерживать или каким-то образом поощрять художников и писателей, но оно не устанавливает художественных стандартов, не судит о ценности художественных экспериментов, не подвергает цензуре средства художественной выразительности. Художники - не служащие и не слуги государства. Основной вклад демократии в культуру - это свобода: свобода творить, свобода экспериментировать и исследовать мир человеческого разума и духа.

Демократия и образование

Образование есть жизненно важный компонент любого общества, а особенно демократии. Как писал Томас Джефферсон, «если нация предполагает, что на какой-то стадии цивилизации можно быть невежественными и свободными, то она хочет того, чего никогда не было и быть не может».

В отличие от тоталитарного общества, стремящегося внушить пассивное приятие, цель демократического образования состоит в том, чтобы создавать независимых, любознательных граждан с аналитическими взглядами, одновременно обладающих глубокими знаниями правил и практики демократии. Профессор университета Вандербилта Честер И. Финн-младший сказал, обращаясь к работникам просвещения Никарагуа: «Люди могут быть рождены со склонностью к личной свободе, но они не рождаются со знанием социальных и политических приспособлений, делающих свободу возможной и прочной как для них самих, так и для их детей... Такие вещи должны быть приобретены. Им надо научиться».

С этой точки зрения, недостаточно просто сказать, что образование в демократическом обществе должно избегать внушения учащимся принципов авторитарных режимов, а методы обучения должны быть нейтральными по отношению к политическим ценностям. Это невозможно: любое образование передает ценности, намеренно или нет. Преподавание принципов демократии учащимся может вестись в духе свободного исследования, что само по себе является важной демократической ценностью. В то же время учащихся поощряют подвергать сомнению общепринятое мировоззрение при помощи обоснованных аргументов и тщательного анализа. Могут происходить жестокие дебаты, но учебники демократии не должны просто игнорировать неприятные или противоречивые события и факты.

«Образование играет особую роль в свободных обществах, - утверждает Финн. - Если при других режимах образование становится орудием режима, то при демократическом правлении режим является слугой народа, и способность людей создавать, поддерживать и совершенствовать этот режим основывается в большой степени на качестве и эффективности образовательной системы, через которую они проходят. Можно со всей справедливостью сказать, что в демократии образование дает возможность самой свободе процветать на протяжении длительного времени».

Конфликт, компромисс и консенсус

Людям свойственны разные, часто противоречащие друг другу стремления. Люди хотят безопасности и в то же время любят приключения; они стремятся к личной свободе и в то же время требуют социального равенства.

Демократия в этом отношении ничем не отличается от других обществ, и очень важно сознавать, что любое демократическое общество тоже несвободно от напряженности и даже парадоксов. По мнению Лэрри Даймонда, одного из редакторов «Джорнэл оф демокраси» и научного сотрудника Гуверовского института, центральный парадокс проявляется в соотношении между конфликтом и консенсусом. Во многих отношениях демократия - это не что иное, как комплекс правил для урегулирования конфликтов. В то же время конфликт должен быть урегулирован внутри определенных границ, и достигнутый компромисс, консенсус или иные виды соглашений принимаются всеми сторонами как законные. Слишком большое внимание к одной стороне уравнения может привести к тому, что появится угроза всему предприятию. Если группы смотрят на демократию лишь как на форум, где они могут оказывать давление для удовлетворения собственных потребностей, общество может расколоться изнутри. Если правительство применяет принудительные меры для достижения консенсуса, подавляя глас народа, общество может быть раздавлено сверху.

Ответ заключается в том, что простого ответа не существует. Демократия - не машина, работающая сама по себе при условии, что в нее встроены верные принципы и процедуры. Демократическое общество нуждается в преданности граждан, принимающих неизбежность конфликта, равно как и необходимость терпимости.

Важно отдавать себе отчет в том, что многие конфликты в демократическом обществе - это не просто четко очерченные конфликты между «истинным» и «ошибочным», но столкновение разных интерпретаций демократических прав и общественных приоритетов. В Соединенных Штатах Америки такие дебаты происходят часто. Справедливо ли, например, отдавать определенный процент рабочих мест группам меньшинств, традиционно страдавших от дискриминации? Имеет ли право государство экспроприировать чей-то дом, чтобы проложить необходимую в данном месте дорогу? Чьи права превалируют, когда общество требует запретить вырубку леса для сохранения девственной природы, но происходит это за счет того, что небольшие сообщества, зависимые от деревообрабатывающей промышленности, теряют рабочие места и разоряются? Когда во имя сокращения торговли наркотиками полиция может задержать любого человека, что это - нарушение прав граждан или защита прав сообщества?

Все это не простые вопросы, и широкие принципы демократии являются лишь руководством для анализа и решения подобных проблем. На самом деле ответы с течением времени могут меняться. Именно поэтому так важно развитие культуры демократии. Отдельные личности и группы должны, как минимум, быть готовы терпимо относиться к существующим между ними различиям, признавать, что другая сторона имеет законные права и законную точку зрения. Разные стороны в споре, как среди соседей, так и в парламенте страны, могут в таком случае встречаться в духе компромисса и искать специфические решения, строящиеся на общем принципе правила большинства и прав меньшинств. В некоторых случаях может оказаться необходимым формальное голосование, но зачастую группы способны достигнуть неофициального консенсуса или примирения с помощью дебатов и компромисса. Эти процессы обладают еще одним качеством - они создают доверие, необходимое для решения будущих проблем.

«Создание коалиции, - отмечает Диана Рэвич, - есть сущность демократического действия. Оно учит группы, объединенные одними интересами, вести переговоры с другими, достигать компромисса и действовать внутри конституционной системы. В процессе создания коалиции группы с разными интересами учатся тому, как вести мирные споры, преследовать свои цели демократическим путем и, в конечном итоге, жить в мире разнообразия».

Демократия - это не комплекс раз и навсегда открытых, неизменных истин, но механизм, с помощью которого через столкновения идей и компромиссы люди и институты, народ в целом может, пусть не идеально, достигнуть истины. Демократия прагматична. Идеи и решения проблем испытываются не в столкновении с несгибаемой идеологией, а в реальном мире, где о них можно спорить, где их можно менять, принимать или отвергать.

Самоуправление не способно предохранить от ошибок, покончить с этническими раздорами или гарантировать экономическое процветание. Но при нем есть место дебатам и исследованиям, помогающим распознавать ошибки, оно позволяет группам встречаться и вместе разрешать сложности и открывает путь нововведениям и инвестициям, являющимся двигателями экономического роста.

 

2010-11-15 09:40:59 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика