Разработка управленческого решения
35. Критерии и ограничения принятия решения
Необходимым элементом процесса принятия решений является их оценка с целью выбора наиболее эффективного, максимально соответствующего целям организации. Оценочный процесс при принятии решений - это дело управленца, субъектом оценочного процесса выступает высококвалифицированный в данной области специалист. Критерий - мерило для определения достоверности, т.е. соответствия наших знаний предметам, явлениям объективной действительности.
Многие решения не принимаются или не реализуются из-за ограничений в числе работников необходимой квалификации, в необходимом количестве ресурсов, а также вследствие противоречивости нормативных документов, отсутствия полномочий, из соображений этики бизнеса и т.д.
Чаще всего управленческое решение оценивается по нескольким критериям. Критерии могут быть количественные и качественные, разрабатываемые на разных уровнях управления. Наборы критериев для многокритериальной оценки принимаемых управленческих решений должны обладать рядом свойств, делающих их использование оправданным.
Основные свойства набора критериев следующие:
а) полнота набора, обеспечивающая объективность оценки решения или степени достижения цели;
б) действенность, т.е. критерии должны действительно характеризовать ситуацию, одинаково пониматься всеми экспертами, давать возможность собрать необходимую информацию и сделать оценку решения;
в) разложимость критерия, то есть по возможности он должен делиться на части;
г) минимальная размерность, неизбыточность набора, т.е. набор не должен быть громоздким для снижения трудоемкости оценки, критерии не должны дублировать друг друга;
д) количественная определенность, к которой надо стремиться для получения объективных оценок.
Критерии обычно формулируются в терминах цели, имеют большое разнообразие по областям знаний и всегда ранжируются ЛПР или экспертом по степени важности. Разрабатывается обобщенный критерий на основе частных чаще через весовые коэффициенты в соответствии с их сравнительной важностью.
В ряде случаев надо знать шкалы оценок по критериям, в случае необходимости пользоваться универсальной шкалой Харрингстона:
Основные способы количественного представления критериев - непосредственное измерение, использование метода средней точки, присвоение значимости в долях единицы. Вспомогательные приемы выбора критерия - выбор предпочтительного варианта, метод попарных сравнений и последовательных оценок.
2010-10-31 00:24:42 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |