Эстетика и дизайн товаров
Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI в. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и Великих географических открытий конца XV и начала XVI в., преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.
Стиль Возрождения возник в период формирования капиталистических отношений. В это время была открыта Америка, проложены новые торговые пути, возникли новые торговые и промышленные центры. Характеризуя эпоху Возрождения, следует отметить, что это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого времени человечеством, период, который нуждался в титанах и который породил таких титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рембрандт, ван Дейк, Шекспир, Сервантес, Рабле явились крупнейшими выразителями гуманистических идеалов в различных областях искусства эпохи. Реализм эпохи Возрождения открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту. Его герой - титаническая личность, свободная в своих проявлениях. Одной из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения является самая тесная связь с художественной практикой. Примером этого единения является сформулированное в качестве «непреложного» закона архитектуры, скульптуры и живописи правило «золотого сечения».
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создавало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и в особенности изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Из всех элементов Ренессанса наибольших успехов достигли литература и искусство, в особенности живопись. Антиаскетический, антисхоластический пафос эпохи, порыв к богатству жизни, к ее духовным и чувственным радостям самое полное выражение находят именно в живописи (Боттичелли «Весна», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита с младенцем на руках»). Живопись Ренессанса, как и барокко, закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. В центре этого искусства находится человек и природа. Изображение обнаженной натуры было зримым и сильным аргументом в борьбе с аскетизмом, присущим стилю Средневековья. Наиболее ярко данный стиль проявился в Италии. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. В музыкальном искусстве появились новые жанры: сольное пение, кантаты, оратории и оперы.
Архитектура и интерьеры дворцов становятся богаче и характеризуются монументальностью пространственных композиций, великолепием мраморных лестниц, роскошью декоративного убранства (рис. 19). Стены и потолки украшают фресками, лепкой, мрамором.


Рис. 19. Архитектура и интерьер эпохи Возрождения
Формирование изделий носит уже планомерный характер: вначале на бумаге разрабатываются проекты изделий, которые затем воплощаются в материале. Формы мебели усложняются. Но главным предметом обстановки все еще остается сундук, который изготовляли из различных пород дерева, но отдавали предпочтение ореху. Наряду с деревянными деталями для обшивки сидения и спинки в мебели стали использовать ткани и кожу, что повлекло за собой композиционные изменения. Пластические средства в виде резьбы, сложного силуэта изделия теперь сочетаются с крупным, сложным и броским вариантом обивки сидения и спинки (рис. 20).

Рис. 20. Мебель эпохи Возрождения: стул, кресло, кровать
В этот период в Германии обувь становится более тупоносой (рис. 21). Увеличение и расширение передней части туфель сопровождается сужением и уменьшением задней. Такое моделирование приводит к тому, что обувь становится мелкой и удерживается на ноге лишь с помощью черезподъемных ремешков. Носочная часть отделывалась разрезами. Основными материалами для изготовления обуви служили кожа, бархат, шелковые и шерстяные ткани, окрашенные в один, а иногда в два цвета. Материалы окрашивали в красный, голубой, желтый и другие цвета. Сапоги вырабатывали из кожи натурального цвета, с широким округленным носком и надевали только для верховой езды.

Рис. 21. Обувь эпохи Возрождения
Для периода Возрождения характерно воссоздание античных образов и во внешнем виде (рис. 22).

Рис. 22. Костюмы эпохи Возрождения
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |