Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Древние римляне уже знали обувь для дома и улицы. Костюм знатного римлянина дополняется сапогами или сандалиями с задниками. Сандалии знатные римляне носили только дома. Женская обувь была более разнообразной. Кроме сандалий в их гардеробе имелись туфли, изготовленные в виде перчаток и надевавшиеся на каждый палец. Распространенным видом обуви были сокки - гладкие закрытые туфли с приподнятым носком. В качестве отделки использовалась вышивка, гармонирующая по цвету и структуре узора с отделкой верхней одежды.

В Древнем Риме были популярны как прически из естественных волос, так и парики. Мужчины римляне, как и греки, предпочитали прически из коротких прямых волос. Основным видом женских причесок были прически из гладких волос, закрепляемые сзади заколками и другими украшениями. Существовал также способ создания сложных причесок с применением специального каркаса.

Античная эстетика достигла высшего расцвета в классический период (VII в. до н. э. - III в. до н. э.). Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Создаются великолепные памятники архитектуры и скульптуры. В лучших эстетических трактатах этой эпохи, как и в искусстве, пропагандировались идеи античного гуманизма: высоко оцениваются физическая красота, сила и величие человеческого духа, всестороннее и гармоническое развитие человека.

В эстетике поздней античности (II-III вв. н. э.) особое внимание уделяется взаимодействию греческой и ближневосточной традиций с различным подходом к пространству, времени, человеку и искусству. На основе этого взаимодействия возникает ряд новых форм эстетического сознания и происходит обесценивание рационального подхода к миру: эстетика оказывается неразрывно связанной с восприятием Божества, мира и человека. Именно тогда в художественной культуре впервые был поднят голос в защиту слабого, обездоленного, страдающего человека. Появляется понятие «человечность», применяемое не только к светской элите античного общества, но и к любому человеку.

В центре внимания античной эстетики этого периода находится нравственная красота человека.

Период Средневековья занимает достаточно длительный временной отрезок - с V по XIV в. Социальные и культурные процессы, формировавшие художественную теорию и практику Средневековья, неоднородны. Проявление средневековой эстетики характерно для Византии, западноевропейского региона и Древней Руси.

На первых порах после крушения античного способа производства наблюдался упадок экономики, техники, торговли, культуры. В этих условиях католическая церковь, обладая строгой иерархией и твердо установленным учением, имела возможность оказывать сильнейшее влияние на всю духовную жизнь общества. Основным идейным комплексом стало учение святых отцов и учителей церкви о ничтожности земного существования по сравнению с вечной жизнью. Искусство пропагандировало аскетическую доктрину, идею покорности властям.

Начальный этап развития византийской культуры характеризуется противоборством подходов к пониманию роли художественных изображений в христианской культуре. Но главное для византийской иконописи - это условность, статика, каноничность, самоуглубление и обобщенность.

Главным ориентиром светских художественных представлений является акцент на выразительность чувственного восприятия. Византийцы с упоением читают произведения языческих писателей, активно используют языческие заимствования в собственном творчестве. Несмотря на призывы церкви к отказу от телесной красоты, в византийских романах появляются подробности, отступающие от этих призывов.

Средневековая художественная культура имела свои предпочтительные формы в каждом виде искусства: в литературе - это житие святых, в архитектуре - собор, в живописи - икона, в скульптуре - изображение Христа, Богоматери и святых.

Романский стиль охватывает Х-ХII вв. (в ряде стран также и XIII в.), время полного господства феодально-религиозной идеологии. Особенностью стиля является его приземленность, тяжеловесность и незамысловатость. Главная роль отводилась суровой архитектуре крепостного характера: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью (рис. 12).

Рис. 12. Собор романского стиля в Шпейере


Жилище феодала представляло собой крепость, основной функцией которой была оборона, а не стремление к красоте и комфорту. В архитектуре этого периода большее значение придается внутреннему оформлению зданий. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавших пугающее могущество Божества.

Предметы быта, как и архитектура, должны были побуждать к молитве и всячески ограничивать земные потребности. Церковная мораль позволяла носить только массивную грубую одежду, закрывающую все тело. Она запрещала естественные, непринужденные позы и с этой целью делались кресла с высокими спинками, чтобы сидеть можно было только прямо. Полусказочные сюжеты, изображение животных и растений восходили к народному творчеству. Романское искусство поначалу кажется грубым и диковатым, если сравнивать его с утонченностью и пышностью Византии, но вместе с тем оно более непосредственно.

Формы романской мебели просты и лаконичны. В этот период мебель создавали в основном для церквей. Для домашнего обихода использовались сундук, стол, кресло, стул, табурет, кровать и редко шкаф. Универсальным бытовым предметом мебели был сундук, который мог одновременно выполнять функцию кровати, скамьи, чемодана во время путешествий. Перевернутый на меньшую сторону сундук явился прототипом шкафа. Кровати по конструкции представляли собой тот же сундук, но без крышки, с небольшой выемкой в средней части боковых сторон и изголовьем в виде высокой стенки с небольшим деревянным навесом. Стойки у ножек часто заканчивались точеными шишечками. Под влиянием восточной шатровой конструкции появляется балдахин, драпри которого спускались с потолочных балок. Столы дощатые, простой конструкции, без резьбы. В качестве украшений использовали фигурную вырезку краев. Для других видов мебели и домашнего обихода применялся орнамент, в замысловатые узоры которого включали изображения сказочных зверей, стилизованные листья, фигуры людей, геометрические элементы. Сохраняется тенденция окрашивания мебели в яркие цвета. Для придания роскоши интерьеру использовали дорогие покрывала и скатерти. Высокого уровня развития достигла обработка металла и дерева, что позволяло изготавливать предметы быта из дорогих видов металлов, слоновой кости (рис. 13).

Рис. 13. Романская мебель: сундук, стул, шкаф


 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика