Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Созданная греками мебель отличатся простотой, удобством и немногочисленностью видов: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, ложа (кровати). Столы изготовляли на трех опорах в виде ног крупных животных. Лари-сундуки украшали накладками, резьбой и инкрустацией.

Кресла для мужчин были похожи на трон-тяжелые, высокие с плоскими дощатыми ножками. Второй тип кресла - легкий элегантный клисмос - делали преимущественно для женщин, используя гнутую древесину и бронзу.

Ложе-клине различались видами и способами обработки ножек. Вначале их использовали для сна и отдыха, а затем и для трапезы. Основными видами отделки были: инкрустация серебром, слоновой костью и черепаховыми панцирями. Большое значение имели яркие, контрастные цвета, которые широко использовали для раскрашивания резных и инкрустированных орнаментов (рис. 8).

Рис. 8. Мебель Древней Греции: кресло, стул, клисмос


Красота одежды заключалась в ее простоте. Древнегреческая одежда подчеркивала гордую, величественную осанку и не стесняла движений. Для изготовления одежды греки использовали мягкие, драпирующиеся ткани. Составляющими мужского костюма были хитон и гиматий. Хитон чаще всего изготавливали из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Длина его варьировала, но чаще доходила до колена. С помощью пояса подчеркивали линию талии и создавали напуск. Гиматий представлял собой драпировавшийся вокруг фигуры различными способами прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 х 4 м. Разновидностью плаща была хламида, представлявшая собой прямоугольный кусок плотной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Женская одежда также состояла из хитона и гиматия, но отличалась цветовым и декоративным орнаментом. Более поздний вариант хитона из очень мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Спартанки носили хитон, который называли пеплос. Особенность его состояла в том, что правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшением служила драпировка и кайма из орнамента (рис. 9).

Рис. 9. Мужской и женский костюм греков


Дополнительным аксессуаром к костюму служили зонтик и веер в виде листа. В качестве основного и единственного вида обуви были сандалии, которые для женщин вырабатывали из кожи ярких расцветок, украшая их золотом и серебром.

Для древнегреческого искусства характерны чувство меры и естественность, сочетание конструктивизма и чувственности. Этим и объясняется отсутствие париков. Прически делали из длинных и коротких волос. В моде были завитые в локоны волосы различной длины. Короткие стрижки украшали лентой или обручем. Длинные волосы женщины при помощи ленты поднимали вверх и укладывали в так называемый греческий узел, украшая его диадемой, шпильками, гребнями или сеткой из золоченных шнуров. Не претерпев особых изменений, эта прическа дошла до нашего времени. Мужские прически отличались большим разнообразием фасонов стрижек.

Для архитектуры Древнего Рима характерны более крупные масштабы строительства, чем в Греции, создание новых типов архитектурных сооружений, применение сводчатых и арочных конструкций из бетона. Сооружаются форумы, триумфальные арки, термы (общественные бани), амфитеатры, инсулы (многоэтажные жилые дома), отражающие идею государственной и военной мощи империи. Размеры римских сооружений по сравнению с греческими зданиями грандиозны (рис. 10).

Рис. 10. Архитектура Древнего Рима (Колизей) и мебель (стол, плетеное кресло)


Формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но чрезмерно перенасыщены орнаментацией и украшениями. В отличие от греческих орнаментов структурным элементом римских являются военные атрибуты, растительные мотивы и фигуры мифических героев. В качестве отделочных материалов использовали бронзу, золото, серебро, мрамор, слоновую кость, рог, панцирь черепахи. Для оформления изделий применяли резьбу, роспись, позолоту, инкрустацию, фанерование, гравировку. Набор мебели жилых помещений зажиточных граждан состояла из мраморного стола с украшениями, деревянного сундука, кровати, клине, кресел и стульев. Настоящими произведениями искусства были столы, среди которых особо ценились круглые обеденные из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. Ножки столов, скамей и кресел изображали в виде львиных лап с крыльями. Вверху ножка оканчивалась звериной головой. Подлокотники кресел изображали львов, грифов, сфинксов и т.п. Широкое применение нашла плетеная мебель для сидения (рис. 10).

Основу древнеримского мужского костюма составляли тога и туника, во многом схожие с греческими хитоном и гиматием. На начальном этапе характерным для костюма древних римлян была драпировка, позволяющая подчеркнуть естественную красоту человеческой фигуры (рис. 11).

Рис. 11. Костюмы римлян


Дальнейшее развитие пошло по пути постепенного вытеснения драпированной одежды. Под влиянием восточно-азиатских традиций и канонов христианской идеологии модным направлением становится глухая накладная одежда, закрывающая фигуру от шеи до ступней. Поверх длинных и узких туник знатные римлянки носили широкую и длинную столлу, к нижнему краю которой пришивали плиссированную оборку. В качестве верхней одежды женщины использовали драпированный плащ паллу. Голову покрывали вуалью или краем паллы. Появляется новый вид одежды - далматик, представлявший собой длинную и широкую накладную одежду с длинными рукавами. Легкие и тонкие греческие и ассирийские ткани вытесняются тканями с крупным рисунком.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика