Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

10.2. Показатели эстетических свойств товаров

Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают следующие четыре подгруппы свойств: информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения (рис. 61).

Информационная выразительность изделия проявляется в его способности отражать своим внешним видом сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Она определяется по таким показателям, как стилевое соответствие, оригинальность и соответствие моде.

О стилевом соответствии изделия судят по тому, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям и особенностям соответствующего стиля. Напомним, что стиль - это устойчивая в течение продолжительного времени система дизайнерских принципов, приемов и средств, отражающих содержание предметного мира соответствующей эпохи.

Рис. 61. Классификация эстетических свойств


Различают стили эпохи (готика, барокко, Ренессанс, модерн и т.д.), национальные стили (европейский, африканский и т.д.), фирменные, а также конкретного функционального потребительского комплекса предметов.

Большой интерес для современных дизайнеров представляет возрождение отдельных особенностей художественных мировых стилей прошлых эпох. Такое направление обозначается термином «ретро». Характерными для современного стиля предметного мира являются лаконичность, ясность, относительная простота и трансформируемость изделий, позволяющая из одного изделия путем небольших преобразований получать другое аналогичной функции. Так, из куртки можно получить жилет, из кресла - кровать и т.п. В современном ассортименте одежды, кроме того, различают классический, спортивный и фантазийный стили.

Классический стиль в одежде представлен пальто, костюмами юбочными и брючными. Для пальто характерны прямой или приталенный силуэт, воротник с лацканами, небольшие карманы. Силуэты юбок строгие и прямые. Допускается небольшой клеш и покрой - с запахом, в складку, слегка трапециевидный. Вместо юбок и брюк в женском гардеробе возможно строгое закрытое платье чуть ниже колена, дополненное жакетом. Под пиджак или жакет надевают сорочку, блузу, легкий свитер или однотонный топ. Не допускаются глубокие декольте, вырезы и разрезы. Дополнением к костюму может стать шейный платок в тон костюму или платок в нагрудном кармане. В качестве дополнения к костюму или платью возможны головные уборы в виде шляпы, небольшой шляпки, берета или косынки строгого оформления. Обувная классика у мужчин - туфли, у женщин - туфли «лодочка» на устойчивом каблуке. Обязательной составляющей женского классического костюма являются чулки или колготки. Цветовая гамма представлена темными (черный, темно-синий, темно-серый) и светлыми оттенками (беж, карамель, светло-серый). Характерными рисунками являются клетка, полоска и «елочка».

Спортивный стиль появился в 20-х гг. XX в. К одежде спортивного стиля относятся: джинсы, брюки, юбки, сарафаны, комбинезоны, жилеты, свитеры, джемперы, шорты, спортивные костюмы, брюки-юбки, майки, фуфайки (футболки), сорочки, куртки. Обувь представлена кроссовками, открытыми туфлями на низком каблуке, ботинками на платформе. Фасоны брюк разнообразны. Одежда спортивного стиля по форме может быть свободной, квадратной, овальной, что обеспечивает удобство в движении и подчеркивает спортивность, стройность и подтянутость человеческой фигуры. Современная одежда спортивного стиля часто представляет собой трансформер, т.е. имеет отстегивающиеся рукава, карманы и капюшоны, износостойкие отстегивающиеся накладки, огромное количество функциональных деталей. Важным в оформлении одежды спортивного стиля являются карманы, разнообразные по размерам, формам, отделке. Отличительным признаком одежды данного стиля являются накладные детали, застегивающиеся клапаны, пояса, хлястики, строчки (двойные, декоративные, зигзаг, цветные и контрастные), кокетки, рельефы, манжеты, погоны, различные складки, шлицы, декоративные членения. Цветовое оформление безгранично.

Романтический стиль берет свое начало в романтизме, представляющем собой направление моды XIX в. Одежда этого стиля подчеркивает женственность, сентиментальность, мягкость. Основным силуэтом романтического стиля является прилегающий и полуприлегающий, подчеркивающие женственность фигуры. Используемые линии силуэта легкие, мягкие, плавные. Рукава втачные, с присборкой по окату, гладкие по окату, но с присборкой внизу, рукав «колокол», цельнокроеный с рельефной линией. Широко применяются драпировки, рюши, воланы, кружева, жабо, отделочная тесьма, банты, манжеты. Романтический стиль в одежде представлен в основном платьями и блузками, реже - жакетами, плащами и пальто; в обуви - туфлями из кожи, парчи и лакированной кожи на среднем и высоком каблуке с различными украшениями. Цветовое оформление костюма романтического стиля решено в нежных, мягких, изысканных тонах и полутонах. Дополнением к одежде романтического стиля могут быть шляпы с большими, средними, маленькими полями и без них, с вуалью, драпировками, лентами и бантами, искусственными цветами.

Принадлежность изделия к тому или иному национальному стилю определяют по традиционным особенностям форм и отделок, являющихся характерными для культурного наследия наций и народностей. Так, украинские ковры килимы узнают по отсутствию ворса и характерному рисунку, отличительным признаком мужского национального костюма шотландцев является наличие юбки вместо стандартных брюк, для жителей Средней Азии обязательной составляющей костюма является головной убор тюбетейка и т.д.

Фирменный стиль отражается в ассортименте вырабатываемых или реализуемых товаров, оформлении продукции, предоставляемых услугах, что позволяет узнавать данную фирму и идентифицировать производимые ею товары и услуги.

Оригинальность позволяет отразить новизну, индивидуальность и эксклюзивность товара и, таким образом, отличать его от других товаров, аналогичных по выполняемым функциям.

Мода в недавнем прошлом соответствовала определению «стиль». Более подробно основные аспекты моды были рассмотрены в главе VII. Современная трактовка моды указывает на то, что в отличие от стиля она представляет собой временное господство определенных вкусов, идеалов, приемов и средств выражения сущности предметов. Основной причиной изменения моды, как правило, становится стремление людей к обновлению. Наибольшее влияние мода оказывает на такие товары массового потребления, как одежда, обувь, предметы туалета.

Подгруппа эстетических свойств «Рациональность формы» включает следующие показатели: функционально-конструктивная рациональность, целесообразность, правдивость выражения. Функционально-конструктивная рациональность выявляет соответствие формы изделия выполняемой функции, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам. Целесообразность формы отражает соответствие формы изделия требованиям удобства пользования. Правдивость выражения предполагает простоту и ясность понимания потребителем эстетического замысла дизайнера. Даже самая совершенная с точки зрения красоты форма не сможет компенсировать неудобство использования товара, невыполнение им основных функций и введение в заблуждение потребителя. Внешняя привлекательность формы товара должна правдиво отражать его технические возможности и предназначение.

Целостность композиции рассматривается как согласованность всех составляющих, объединенных общим замыслом и оформлением. Ранее в главе IV было отмечено, что термин «композиция» в переводе с латинского языка означает «связывание, составление, расположение, сложение частей в единое целое в определенном порядке». Основными характеристиками, позволяющими оценить целостность композиции являются тектоничность, организованность объемно-пространственной структуры, пластичность, цветовой колорит.

Тектоничность проявляется в зримом эстетическом отражении в форме товара закономерностей конструктивного решения и организации материала. Образцом полной тектоничности можно назвать изделие, в котором ясно и понятно выражены отношения между внутренней структурой и внешней формой товара. Организованность объемно-пространственной структуры находит отражение во взаимодействии всех элементов формы изделия между собой, соподчиненности второстепенных элементов главному, взаимосвязи изделия с пространством. Профессиональное моделирование этих отношений позволяет создавать впечатление устойчивости или напряженности, динамичности или статичности, простоты или сложности, спокойствия и веселья. Пластичность характеризует мягкость взаимных переходов и связей элементов, объемов, плоскостей и очертаний формы в изделии. Основными средствами создания пластичности формы изделия являются нюанс, плавные линии, свет и тень. Цветовое оформление - важный эстетический показатель формирования конкурентоспособности товара. С учетом психофизиологического воздействия цвета на человека и ассоциаций, вызываемых различными цветами, дизайнер применяет в оформлении товаров те цвета и сочетания, которые соответствуют назначению товара, делают его узнаваемым, удобным в применении и эстетически приятным при зрительном восприятии. Кроме того, цвет используется дизайнерами для корректирования формы: светлые цвета и оттенки зрительно увеличивают параметры объекта, но уменьшают визуальную массу, а темные цвета и оттенки, наоборот, уменьшают зрительно воспринимаемые параметры объекта, но увеличивают визуальную массу.

Совершенство производственного исполнения изделий определяется по следующим показателям: качество используемых сырьевых материалов, технология изготовления и отделки товара, четкость и правильность нанесения маркировочных данных и оформления сопроводительной документации, качество применяемой упаковки. Указанные показатели регламентируются соответствующими нормативными документами (ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д.) и являются важными факторами формирования эстетической ценности товара. Качественное сырье, отсутствие дефектов на применяемых материалах, тщательность изготовления и соединения деталей, высокое качество используемых отделочных материалов и технологии отделки, наличие, достоверность и тщательность выполнения маркировки, состоятельность упаковки - показатели высокого производственного исполнения любого товара.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика