Эстетика и дизайн товаров
9.3. Эстетический и художественный вкус: сущность, значение и формирование
Эстетический и художественный вкус вместе с такими понятиями, как законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация, идеал, относятся к категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.
Эстетический и художественный вкус являются индивидуальным достоинством личности и отражаются в способности человека по принципу «нравится - не нравится» воспринимать, познавать и оценивать окружающую действительность во всех ее проявлениях. В эстетической литературе хороший художественный и эстетический вкус трактуется как способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность видеть, понимать и создавать красоту вокруг себя в труде, поведении, быту, искусстве. Это служит основой при поисках подлинно художественного и эстетичного и всегда подскажет, что и в одежде, и в манере поведения, и во всей нашей деятельности, искусстве нельзя бездумно принимать все то, что кажется нам на первый взгляд красивым и заслуживает внимания.
Эстетический вкус как индивидуальная эстетическая способность человека уникально, поскольку определяется своеобразием вкуса и отражает ценностные ориентации человека. Эта эстетическая норма имеет скорее эмоциональное, чем рациональное проявление. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности воспитания вкуса и обеспечивают каждому человеку достижение внутренней гармонии.
Когда человека инстинктивно влечет к красивому, то говорят, что у него хороший вкус. Плохой вкус трактуется как равнодушное, отрицательное отношение к красоте, получение удовольствия от уродливого, порой даже жестокого. Безвкусным считается скорее не то, что просто некрасиво, а то, что не соответствует данной цели и свидетельствует о недостатках вкуса. «Не мог сделать красиво, поэтому сделал богато», - говорили древние греки.
Своеобразной разновидностью и в известном смысле доминантой эстетической культуры личности является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватно оценивать художественные достоинства произведений искусства. Все эти характеристики концентрированно обобщены в понятии «художественный вкус», представляющем собой эстетически значимую характеристику личности, формируемую и развиваемую в процессе общения с искусством. Художественный вкус реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства от восприятия и познания истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности. Это значительно обогащает личность, расширяет границы ощущения и понимания явлений окружающей действительности, способствует более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни. Таким образом, художественный вкус - это эстетический вкус по отношению к оценке произведений искусства.
Те или иные вкусовые предпочтения зависят от наследственной предрасположенности, эстетической и художественной интуиции, воспитания, характера, круга общения. Этим объясняется многообразие и изменчивость эстетического и художественного вкуса. Эстетические потребности, чувства, взгляды, идеалы людей почти всегда можно выразить словесно. Эти оценки определяются социальным положением и жизненным опытом каждого, с одной стороны, и уровнем эстетической подготовки - с другой. Различают первичные и вторичные суждения вкуса. В первичном эстетическом суждении, высказываемом сразу, непосредственно при встрече с предметом, явлением, доля эмоций превосходит определенную долю разума. Позднее, в ходе процесса переработки полученной информации, наши оценки становятся логически более обоснованными.
Основы эстетического и художественного вкуса закладываются в процессе воспитания, которое происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто более, чем окружающая среда, не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, сверстниками и взрослыми, традиции, поведение окружающих, взгляды, жесты и т.п. - все это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают Целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных Ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.
На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Структурными компонентами эстетического воспитания являются:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства оказывают положительное влияние на развитие творческого потенциала личности и являются необходимым условием для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования творчески развитой личности, существующей и действующей по законам красоты.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается на всех возрастных этапах. Специалисты отмечают, что между быстротой овладения специальностью, мастерством и культурно-эстетическим уровнем молодых специалистов различных профилей существует прямая зависимость.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей наглядно представлены в разнообразных достижениях мировой культуры и науки.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. Альберт Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетических чувств. Не случайно с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты.
Кроме того, эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей.
С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации человека в многообразной системе окружающих человека эстетических и художественных Ценностей. Эстетическая позиция человека зависит от таких характеристик, как развитость образного мышления, наличие навыков анализа эстетических и художественных явлений. Мера выражения этих навыков, способностей, потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень эстетической культуры.
Однако было бы ошибкой ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком товаров утилитарного назначения. Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации процесса и получения результатов трудовой практики. Благодаря использованию творческого потенциала народных умельцев в прошлые века были созданы подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведения высокого искусства. Данная закономерность с учетом современных тенденций и особенностей развития производства проявляется и сегодня. Талант, эрудированность, подготовленность, мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным специалистам эстетически преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и с учетом разнообразия вкусов потребителей. Хороший эстетический и художественный вкус, таким образом, является залогом создания конкурентоспособных современных товаров, отображающих эпоху и позволяющих судить о традициях, политическом строе и особенностях формирования эстетических идеалов и канонов красоты.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |