Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

9. Мода

9.1. Значение моды в эстетическом освоении действительности

Эстетическое освоение - деятельность человека, направленная на преобразование действительности в эстетическую, которую люди вновь и вновь воспринимают, познают, оценивают и преобразовывают.

Воспринимая и познавая окружающий мир, человек одновременно выражает свое отношение к нему в эстетической оценке, которая зависит от его эстетического вкуса и сформировавшихся идеалов.

Специфическим и наиболее ярким примером проявления уровня эстетического вкуса является наша одежда. Возникнув: как чисто утилитарный предмет, одежда постепенно стала играть не только практическую роль. Временами она как бы подменяет самого человека, повествует от его имени, информирует окружающих о том, что человек хотел бы дать знать о себе. Одежда является нашей неотъемлемой частью настолько, что внешность не считается полной и завершенной, если тело не одето. Слитность человека с одеждой придает нашему отношению к ней особое значение, иное, чем к другим предметам быта, которыми мы пользуемся, - посуде, мебели и т.п.

Эстетические нормы в области одежды рождаются в результате сложного и многообразного творческого процесса. Специалисты изучают пропорции человеческого тела и особенности фигуры, значение силуэта и линии, целесообразность формы и отдельных деталей костюма, контраст, цветовые сочетания и взаимодействие цветов, осмысливают законы зрительных иллюзий, исследуют ансамбли в целом.

Люди постоянно находятся в процессе поиска новых элементов одежды, новых вариантов формы и в соответствии с этими новшествами они ведут себя, общаются и действуют.

Естественное стремление человека изменить вещественную среду, сделать более удобными и красивыми ее элементы явилось причиной рождения такого понятия как «мода».

Исторический путь развития моды указывает на то, что впервые данное понятие нашло свое отражение в латинском языке и в переводе «modus» означает «мера, способ, правило». В начале своего становления мода была родственна такому эстетическому понятию, как «стиль эпохи»! Менялась сравнительно редко, соответствуя неторопливому развитию общественных отношений и ритму жизни. Основной причиной появления новой моды является стремление к обновлению, путем использования новых цветовых композиционных сочетаний, материалов и технологий. Вместе с тем модные веяния отражают политические взгляды, общественные интересы, а также основные идеи эпохи, в которой они развиваются.

Довольно часто причиной возникновения моды являлись почтительность к отдельным лицам или группе привилегированных в обществе людей, а иногда просто желание быть похожими на них.

Стоило французскому королю Людовику XIV завязать широким шарфом шею, чтобы скрыть следы шрамов после операции, как вскоре и придворные, и даже люди низших сословий последовали этому примеру. Однажды этот же король взял с собой на охоту возлюбленную. Ветер растрепал фаворитке волосы. Не имея возможности как следует расчесаться, она связала их лентой, концы которой весьма изящно падали на ее красивый лоб. Король при взгляде на эту неожиданно образовавшуюся прическу пришел в восторг. Придворные дамы не замедлили его разделить. Прическа с лентой быстро вошла в моду и приняла самые причудливые формы. Так же возникли туфли на высоком каблуке. Их ввела одна из королев Франции, желая скрыть свой низкий рост.

В начале 90-х гг. XIX столетия на скачки в Лондон прибыл наследник английского престола - будущий король Эдуард VII. В этот день моросил дождь. Когда принц выходил из коляски, то, чтобы не запачкать брюки, загнул их. Это случайное обстоятельство показалось тогдашним модникам весьма интересным и заслуживающим подражания. Манжеты на брюках немедленно распространились по всей Англии. В Россию они проникли в начале 1910-х гг.

Конец 60-х гг. XX столетия ознаменован стремительным изменением длины платьев и юбок. Не всегда популярность какого-либо нововведения в моду объясняется открытием новой эстетики, удобством и практичностью. «Мини» не являлось таковым «открытием». Кроме того, немногие женщины могли носить одежду такой длины, поскольку новая длина требовала и хорошей фигуры.

Сегодняшняя мода меняется ежедневно! Но при этом она ничего не меняет в том, что мы хотим о себе сказать своим поведением, одеждой и прочими проявлениями, но меняет значение отдельных слов того языка, который мы используем, а также способ нашего самовыражения.

Мода сегодня - это не просто изменение форм платья и обуви. Она посягает на признание ее в качестве создателя человеческого образа и морали. И хотя каждый раз она претендует на приоритет своих достижений, но далеко не всегда эти открытия заслуживают внимания.

Свои очередные средства воздействия на человека мода находит как в новых технических, моральных и культурных достижениях общества, так и в старых «сундуках». Найденное она видоизменяет, стряхивает с него «пыль веков» и преподносит как модное и заслуживающее внимания. Мода выбирает только то, что ей кажется приемлемым и соответствует духу эпохи.

Как часто мы сетуем на то, что нам совершенно нечего надеть. Столь неожиданное заявление вовсе не означает отсутствие одежды в шкафу или ее истребление молью. Нет, шкаф полой одежды, но ничего из имеющегося гардероба уже не представляет сегодня интереса, так как не соответствует направлениям современной моды.

В моде одновременно возникает несколько течений, но обретают жизнь лишь наиболее устойчивые из них, соответствующие требованиям наступившего дня. Особенностью при характеристике направлений моды является то, что на первый план выдвигаются атрибуты молодежной моды. Молодежь, как пионеры, первой подхватывает «острую моду» и первой, иногда с риском для собственной репутации, выносит ее на обозрение, отстаивая таким образом свою самостоятельность и независимость. Заканчивающаяся высоко над коленями юбка, фигурно выбритые волосы на голове, множество сережек в ухе и т.п. заявляют о молодости хозяина этих атрибутов. Но со временем люди привыкают к этим проявлениям моды, и уже самые смелые бабушки надевают мини-юбки, дедушки прокалывают уши и вставляют серьги. Такая ситуация подталкивает молодежь к поиску новых проявлений моды. Все круто меняется: юбки удлиняются до самой земли, и теперь уже девушки, подметающие ими улицы, подтверждают свою принадлежность к молодому поколению.

Многие молодые люди, увлекаясь модой, нередко забывают, что мода меньше всего заботится о том, чтобы сделать привлекательным какого-то конкретного человека. Она предлагает общий стандарт, который обычно стирает индивидуальность. Парадоксальным последствием отдельных модных волн является однообразие, когда вокруг себя мы лицезреем одни и те же Цвета, формы, фасоны. Модная одежда превращается в своеобразную униформу.

Сегодняшняя мода ищет новые пути развития. Экспериментируя, модельеры сочетают в одежде и аксессуарах аскетическую сдержанность и романтизм, высокую технологию и народные мотивы, классику и современность.

В последние годы модные течения создавались под влиянием этнических мотивов Востока, в частности Китая и Японии. Если на начальной стадии художники прибегали к прямым заимствованиям, то сегодняшнее обращение к азиатским традициям носит опосредованный характер, соединяется с другими национальными культурами и историческими школами, проявляется ненавязчиво и деликатно.

Наряду с национальными мотивами заметно влияние европейского средневекового стиля одежды, отличающегося многослойностью, простотой форм и свободными объемами. Стремление к внешней пристойности находит отражение в современной моде. Если в прошлые сезоны мода обнажала и оголяла тело, как бы диссонируя с общественными устоями, то сегодня она постепенно вновь окружает себя моральными установками.

Большое влияние на моду оказывает и спорт, особенно экстремальные виды, где удобство, сверхлегкость и непроницаемость одежды являются основными критериями. Сегодня не мода диктует спорту свои законы, а спорт влияет на моду. Культ эстетизма постепенно сменяется культом атлетизма. Новая концепция одежды спортивного стиля выражается в том, что конструкции моделей включают многофункциональные, мобильные, трансформирующиеся элементы. «Одежда-трансформер», «одежда-аксессуар» - эта новинка становится неотъемлемой частью модных ансамблей данного направления.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика