Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

7. Дизайн товаров

7.1. Дизайн товаров: цели, сущность и виды

Термин «дизайн» появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось художественным конструированием, а теория создания вещей - технической эстетикой. Слово «дизайн» (от англ. design) означает «рисование». Это слово породило и производные понятия: дизайнер - художник-конструктор, дизайн-форма - внешняя форма предмета и др.

Ценность каждой вещи в двух началах - пользе и красоте. Самый надежный критерий в оценке дизайна - его соответствие своему назначению, но и этот критерий меняется в зависимости от обстоятельств и времени.

В 1960-х гг. дизайнеры видели свою задачу в удалении всего лишнего. Со зданий и вещей исчезли украшения, профессионально спроектированный ландшафт отличался строгостью. Но со временем утвердились противоположные тенденции: на смену модернизму, который был сочтен монотонным и даже стерильным, пришел постмодернизм, стремящийся оживить здания декоративными элементами прежних стилей. Сейчас в условиях главенствующей роли техники в нашей жизни, как никогда раньше, становится важным иметь товары, функция которых легкочитаема.

Задача дизайнера - уловить новые веяния и запросы потребителей, а также возможности промышленности и достижения науки и техники. В результате согласования этих составляющих дизайнеры разрабатывают либо новые формы традиционных изделий, либо товары с новыми функциями.

Однако только польза и удобство товара, покоряющие потребителя, не позволяют охарактеризовать товар как конкурентоспособный. Весомым дополнением, которое в большинстве случаев привлекает наше внимание и определяет выбор, тем самым выявляя уровень конкурентоспособности товара, является красота, т.е. эстетические свойства.

В общих чертах процесс дизайна включает постановку задачи, определение ситуации или проблемы, на которую эта задача ориентируется, выявление ограничений, использование изобразительных средств для создания наглядных форм, которые можно моделировать. Виды дизайна отражают разнообразные цели, потребности, обстоятельства и творческие подходы. Но есть дизайны, которые вводят в заблуждение: товар только кажется новым. Иные дизайны выполнены на низком уровне.

Дизайн не только помогает идти в ногу со временем, но и позволяет выразить себя, свое настоящее, свои идеалы и в какой-то степени характеризует и самих людей. При этом дизайн позволяет судить не только об индивидуальных потребителях, но и о целых корпорациях, которые выражают себя в нем гораздо явственнее, чем потребители.

Так как характер дизайна все больше зависит от «контекста», в котором изделия изготавливаются и используются, а сложность проектных работ возрастает, дизайнеры-одиночки почти исчезли со сцены. Сейчас дизайнеры работают в тесном сотрудничестве с группами людей, которые, не имея специальной подготовки в области проектирования, должны об этом что-то знать. Руководители компаний, добившиеся успеха в выпуске высококачественной продукции, понимают, как работают дизайнеры, и создают для них благоприятную рабочую обстановку.

Дизайн призван улучшить качество жизни людей, обеспечив более безопасную и удобную окружающую среду. В зданиях сооружаются, помимо лестниц, пандусы для инвалидных кресел-каталок, то же самое делается на тротуарах, в местах пересечения с улицами. Различные указатели и надписи увеличивают, чтобы их могли прочесть люди со слабым зрением. Для лиц с пониженными физическими способностями и специфическими потребностями разрабатываются самые разнообразные новые специализированные товары.

По-настоящему удачный дизайн почти всегда пригоден и для тех, кому он напрямую и не предназначался. Это особенно хорошо заметно во время перестройки зданий. Школы отлично подходят для переоборудования в многоквартирные дома для престарелых. Старые вокзалы легко превращаются в рестораны. Заброшенные амбары становятся жилыми домами и студиями. На верхних этажах фабричных зданий несложно спроектировать мастерские для художников и квартиры.

Дизайн может носить узкоспециализированный характер. Но у дизайнеров обычно достаточно широкий кругозор. Понятно, что промышленный дизайнер должен хорошо разбираться в материалах и технологии производства. Но еще более важно для него понимать потребности, желания и склонности потребителей. Ясно, что один и тот же дизайнер не может хорошо знать технологию производства компьютеров, трансформаторов, печатных машин, медицинского инструментария и стереофонических установок. Но все эти виды продукции, как бы они ни были прекрасно сконструированы, идеально выполнены и искусно разрекламированы, объединяет одно: ими будут пользоваться люди. Об этом и должен прежде всего думать любой дизайнер.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика