Эстетика и дизайн товаров
В 1889 г. впервые была описана иллюзия стрелок Мюллера-Лиера (рис. 54, а): из двух равных частей прямой линии отрезок, ограниченный острыми углами (или расходящимися линиями), кажется примерно на 33% меньшим, чем отрезок, ограниченный тупыми углами (или сходящимися линиями). На законе оптического преувеличения размера острых углов основывается с 1860 г. классическая иллюзия сходящихся и расходящихся линий Целльнера (рис. 54, б): горизонтальные параллельные линии кажутся сходящимися и расходящимися. На законе оптического преувеличения размера острых углов основывается кажущееся искажение угла квадрата, который пересечен штрихами, образующими тупые углы, а также сильное искажение формы круга. В этом случае штриховка под тупым углом вытягивает верхнюю половину круга, а под острым - сжимает нижнюю (рис. 54, в, г, д, е, ж).
Важным фактором формирования восприятия объекта и его корректировки является использование цвета и его сочетаний. Цвет, как известно, имеет сильное психофизиологическое воздействие на человека, которое было подробно рассмотрено ранее.
Оптическое воздействие цвета позволяет создавать иллюзии или оптические явления. Кроме того, с помощью цвета возможно создание иллюзий, способствующих улучшению эстетических свойств объекта и созданию гармоничного образа. Цветовое оформление может способствовать изменению внешнего вида предметов, размеров и места расположения объекта, созданию необходимой ауры в помещении, приданию обстановке спокойного, активного, веселого и иного характера.
Создание оптических иллюзий с помощью цвета основывается на явлении иррадиации, представляющем собой физическое явление, происходящее в тканях глаза и имеющем различные проявления. Так, явление иррадиации вызывает иллюзию того, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле. Это явление известно с очень давних времен. Архитектор и инженер Древнего Рима Витрувий, живший в I в. до н. э., в своих трудах отмечал, что при сочетании темного и светлого «свет пожирает мрак». Кроме того, изображенные на черном фоне белые фигуры кажутся больше черных фигур той же формы и размера, но размещенных на белом фоне (рис. 55).
Рис. 55. Неравенство объектов вследствие использования иррадиации
Эта же закономерность проявляется и по отношению к хроматическим цветам: желтый квадрат на синем фоне кажется большим, чем равный ему синий на желтом фоне.
Создание оптических иллюзий возможно путем грамотного использования фона, позволяющего оптически изменять восприятие предмета. Иногда наши заключения о насыщенности цвета объекта могут быть ошибочными вследствие влияния цвета фона и цвета окружающих его предметов. В этом случае проявляются закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями». Таким образом, как ахроматические, так и хроматические цвета в окружении более темных цветов кажутся более светлыми, а в окружении более светлых темнеют. Кроме того, ахроматические цвета в окружении хроматических изменяют свой цвет и приобретают хроматический оттенок. Так, на желтом фоне серый цвет становится синеватым, на зеленом - розовеет, на красном - зеленеет. Эта иллюзия вызвана иррадиацией света от ярких участков поверхности на темные.
Зрительно увеличить стройность объекта и уменьшить его размеры можно путем использования черного цвета и темных вариантов хроматических цветов. Но при этом увеличивается зрительно воспринимаемая масса объекта. Окрашенные в белый цвет и светлые варианты хроматических цветов объекты, наоборот, кажутся более объемными, но зрительно воспринимаются как более легкие. Теплые тона с большой длиной волны позволяют увеличивать зрительное восприятие параметров объекта, а холодные - уменьшать.
В таблице б приведены ассоциации, возникающие в результате восприятия основных цветов. Общим для красного, оранжевого и желтого цвета является то, что они создают иллюзию теплоты и окрашенные в эти цвета объекты кажутся выступающими, и более приближенными к наблюдателю, зрительно приподнимают и увеличивают поверхность.
Таблица 6
Характер ассоциаций, возникающих при восприятии основных цветов
Цвета |
Характеристика цветов по ассоциациям |
||||||
теплые |
холодные |
легкие |
тяжелые |
отступающие |
выступающие |
||
Хроматические цвета |
|||||||
Красный |
X |
X |
X |
||||
Оранжевый |
X |
X |
X |
||||
Желтый |
X |
X |
X |
||||
Зеленый |
X |
X |
|||||
Голубой |
X |
X |
X |
||||
Синий |
X |
X |
X |
||||
Фиолетовый |
X |
X |
X |
||||
Ахроматические цвета |
|||||||
Белый |
X |
||||||
Светло-серый |
X |
||||||
Темно-серый |
X |
||||||
Черный |
X |
||||||
Цвета зеленый, голубой, синий и фиолетовый воспринимаются, как холодные и отступающие. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.
Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, а синего - при снижении его светлоты.
Среди ахроматических цветов белый и светло-серый создают иллюзию легкости, а темно-серый и черный придают объекту тяжеловесность.
Восприятие цвета всегда зависит от окружения. Предметы представляют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Кроме того, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета: предметы могут быть гладкими, шероховатыми, матовыми, блестящими и т.д. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.
Знание и профессиональное применение законов, принципов и средств создания оптических иллюзий позволяет специалистам разрабатывать конкурентоспособную продукцию, эстетически преобразовывать окружающую действительность или корректировать восприятие уже созданных составляющих предметного мира. Целостность композиции предмета и ансамбля достигается лишь при взаимосвязанном использовании всех средств гармонизации. Чувство гармонии, воспитанное на знании ее закономерностей, умение представить себе товар в окружении других изделий, которые будут с ним взаимодействовать в той или иной предметной среде, - необходимое качество современного специалиста.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |