Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

В 1889 г. впервые была описана иллюзия стрелок Мюллера-Лиера (рис. 54, а): из двух равных частей прямой линии отрезок, ограниченный острыми углами (или расходящимися линиями), кажется примерно на 33% меньшим, чем отрезок, ограниченный тупыми углами (или сходящимися линиями). На законе оптического преувеличения размера острых углов основывается с 1860 г. классическая иллюзия сходящихся и расходящихся линий Целльнера (рис. 54, б): горизонтальные параллельные линии кажутся сходящимися и расходящимися. На законе оптического преувеличения размера острых углов основывается кажущееся искажение угла квадрата, который пересечен штрихами, образующими тупые углы, а также сильное искажение формы круга. В этом случае штриховка под тупым углом вытягивает верхнюю половину круга, а под острым - сжимает нижнюю (рис. 54, в, г, д, е, ж).

Важным фактором формирования восприятия объекта и его корректировки является использование цвета и его сочетаний. Цвет, как известно, имеет сильное психофизиологическое воздействие на человека, которое было подробно рассмотрено ранее.

Оптическое воздействие цвета позволяет создавать иллюзии или оптические явления. Кроме того, с помощью цвета возможно создание иллюзий, способствующих улучшению эстетических свойств объекта и созданию гармоничного образа. Цветовое оформление может способствовать изменению внешнего вида предметов, размеров и места расположения объекта, созданию необходимой ауры в помещении, приданию обстановке спокойного, активного, веселого и иного характера.

Создание оптических иллюзий с помощью цвета основывается на явлении иррадиации, представляющем собой физическое явление, происходящее в тканях глаза и имеющем различные проявления. Так, явление иррадиации вызывает иллюзию того, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле. Это явление известно с очень давних времен. Архитектор и инженер Древнего Рима Витрувий, живший в I в. до н. э., в своих трудах отмечал, что при сочетании темного и светлого «свет пожирает мрак». Кроме того, изображенные на черном фоне белые фигуры кажутся больше черных фигур той же формы и размера, но размещенных на белом фоне (рис. 55).

Рис. 55. Неравенство объектов вследствие использования иррадиации


Эта же закономерность проявляется и по отношению к хроматическим цветам: желтый квадрат на синем фоне кажется большим, чем равный ему синий на желтом фоне.

Создание оптических иллюзий возможно путем грамотного использования фона, позволяющего оптически изменять восприятие предмета. Иногда наши заключения о насыщенности цвета объекта могут быть ошибочными вследствие влияния цвета фона и цвета окружающих его предметов. В этом случае проявляются закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями». Таким образом, как ахроматические, так и хроматические цвета в окружении более темных цветов кажутся более светлыми, а в окружении более светлых темнеют. Кроме того, ахроматические цвета в окружении хроматических изменяют свой цвет и приобретают хроматический оттенок. Так, на желтом фоне серый цвет становится синеватым, на зеленом - розовеет, на красном - зеленеет. Эта иллюзия вызвана иррадиацией света от ярких участков поверхности на темные.

Зрительно увеличить стройность объекта и уменьшить его размеры можно путем использования черного цвета и темных вариантов хроматических цветов. Но при этом увеличивается зрительно воспринимаемая масса объекта. Окрашенные в белый цвет и светлые варианты хроматических цветов объекты, наоборот, кажутся более объемными, но зрительно воспринимаются как более легкие. Теплые тона с большой длиной волны позволяют увеличивать зрительное восприятие параметров объекта, а холодные - уменьшать.

В таблице б приведены ассоциации, возникающие в результате восприятия основных цветов. Общим для красного, оранжевого и желтого цвета является то, что они создают иллюзию теплоты и окрашенные в эти цвета объекты кажутся выступающими, и более приближенными к наблюдателю, зрительно приподнимают и увеличивают поверхность.

Таблица 6

Характер ассоциаций, возникающих при восприятии основных цветов

Цвета

Характеристика цветов по ассоциациям

 

теплые

холодные

легкие

тяжелые

отступающие

выступающие

Хроматические цвета

Красный

X



X


X

Оранжевый

X



X


X

Желтый

X


X



X

Зеленый


X



X


Голубой


X

X


X


Синий


X


X

X


Фиолетовый


X


X

X


Ахроматические цвета

Белый



X




Светло-серый



X




Темно-серый




X



Черный




X




Цвета зеленый, голубой, синий и фиолетовый воспринимаются, как холодные и отступающие. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, а синего - при снижении его светлоты.

Среди ахроматических цветов белый и светло-серый создают иллюзию легкости, а темно-серый и черный придают объекту тяжеловесность.

Восприятие цвета всегда зависит от окружения. Предметы представляют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Кроме того, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета: предметы могут быть гладкими, шероховатыми, матовыми, блестящими и т.д. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.

Знание и профессиональное применение законов, принципов и средств создания оптических иллюзий позволяет специалистам разрабатывать конкурентоспособную продукцию, эстетически преобразовывать окружающую действительность или корректировать восприятие уже созданных составляющих предметного мира. Целостность композиции предмета и ансамбля достигается лишь при взаимосвязанном использовании всех средств гармонизации. Чувство гармонии, воспитанное на знании ее закономерностей, умение представить себе товар в окружении других изделий, которые будут с ним взаимодействовать в той или иной предметной среде, - необходимое качество современного специалиста.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика