Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

5.3. Законы смешения цвета

Эстетическое оформление товаров предполагает широкое использование различных оттенков, получаемых путем смешения хроматических и ахроматических цветов и их оттенков в различных пропорциях в соответствии с законами смешения.

Первые опыты по оптическому смешению цветов принадлежат Исааку Ньютону. Все существующие в природе цвета и оттенки, считал Ньютон, можно получать путем смешения семи спектральных цветов. Сегодняшние исследования в этой области указывают на возможность получения многоцветовой палитры на базе трех цветов: красного, зеленого и синего.

Законы смешения цветов сформулированы в 1853 г. немецким физиком Германом Грассманом (1809-1877). Современная формулировка законов смешения имеет следующий вид:

I закон: для каждого хроматического цвета можно найти другой хроматический, при смешении с которым получается ахроматический. Такая пара цветов называется дополнительными, поскольку каждый из них содержит в своем составе часть спектра, недостающую в другом. В цветовом круге дополнительные цвета располагаются на концах одного диаметра: оранжевый - голубой, желтый - синий, красный - зеленый и т.п.

II закон: при смешении двух недополнительных хроматических цветов всегда получается новый цветовой тон, лежащий в цветовом круге между смешиваемыми цветами. Так, смешивая красный и желтый, получаем оранжевый; смешивая красный и синий - фиолетовый.

III закон: результат смешения зависит от смешиваемых цветов, но не от спектрального состава световых потоков, вызывающих эти цвета. Таким образом, всегда можно заменить спектральный оранжевый смесью красного и желтого. При этом цвет смеси не изменится. Из этого закона вытекает следствие: смешение трех и более цветов дает эффект, идентичный тому, как если бы по очереди смешали цвета парами и затем сложили результаты смешения этих пар.

На основании смешения цветов возникла наука колориметрия, основанная на смешении трех основных цветов: красного, зеленого и сине-фиолетового.

5.4. Цветовые сочетания

Создание цветового оформления товаров предполагает использование различных сочетаний, как цветовых оттенков, так и чистых хроматических и ахроматических цветов. Использование цветовых комбинаций строится на знании сущности и значения таких понятий, как цветовой и яркостный контрасты.

Цветовой контраст - это изменение цвета, происходящее в результате его соседства с другими цветами. Например, синий вблизи желтого приобретает фиолетовый оттенок, рядом с красным - зеленоватый. Серовато-белый рядом с оранжевым приобретает синеватый оттенок, возле зеленоватого - розовый, а рядом с фиолетовым - лимонно-желтый. Вблизи розового очень выгодно и ярко смотрится нежный зеленый тон.

Яркостным контрастом называется изменение яркости или светлоты цвета под действием соседних цветов. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, а на темном - всякий светлый светлеет. Цвет, окруженный хроматическим фоном, изменяется в сторону дополнительного фону цвета. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выигрывает в насыщенности. Эффект хроматического контраста силен тогда, когда отсутствует яркостный контраст, т.е. когда фон и находящийся на нем цвет одинаковы по светлоте. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона.

Сочетания цветов, встречающихся в природе, - отправная точка при составлении цветовой схемы. Цветовые сочетания зависят от равновесия между цветами. Различные сочетания цветов воздействуют не только на наше настроение, но и на наше восприятие пространства, оптически изменяя пропорции объекта. В целом яркие, чистые цвета придают объекту живой, радостный вид, в то время как пастельные тона формируют более спокойную атмосферу.

Существуют следующие виды цветовых гармоний:

- гармония сходства, представляющая собой сочетание различных оттенков одного или близких по спектру цветов, рассматривается как спокойная цветовая схема;

- гармония контрастов получается при сочетании оттенков и цветов, далеко отстоящих друг от друга в спектральном круге (рис. 52). Такое сочетание является броским и создает впечатление динамичности и активности;

- гармония градации создается путем сочетания контрастных цветов в единую схему с помощью промежуточных по отношению к данным цветам оттенков.

Рис. 52. Основные контрастные гармонии


Контрастные сочетания можно разделить на смягченные и резкие. В смягченных контрастах сопоставляются не чистые цвета, а их нюансы, получаемые путем легкого «поворота» цветового круга. Это позволяет сохранить контраст, но не столь резкий, как при прямом сопоставлении чистых спектральных цветов. Подобная гармония может быть также получена, если добавлять в спектральные цвета либо белый, либо черный цвета в зависимости от желаемого эффекта. Смягченные размытые цветовые оттенки создают приглушенный колорит и олицетворяют спокойствие.

Резкие контрасты строятся на ярких дополнительных цветах и представляют собой энергичную цветовую гамму. Такое сочетание является броским и создает впечатление динамичности и активности. Первоочередное значение при работе с контрастными цветами имеет принцип соблюдения пропорциональности соотношения цветов.

При составлении цветовых схем оформления объекта необходимо учитывать следующие принципы:

- составлять цветовые схемы необходимо таким образом, чтобы в сочетании друг с другом цвета выглядели интереснее, чем при их использовании каждого в отдельности;

- сочетаются между собой цвета, близкие по светлоте и особенно по цветовому тону;

- объединять можно разнородные цвета, если они в равной мере отличаются друг от друга;

- выделяется всегда тот цвет, который имеет большие отличия от других по светлоте и насыщенности;

- среди насыщенных хроматических цветов выделяются ахроматические даже в тех случаях, когда их светлота близка к светлоте остальных цветов, а среди ахроматических цветов всегда выделяются хроматические;

- цвета в сочетании должны подчеркивать преимущества друг друга, а не умалять их;

- каждый цвет, участвующий в цветовой схеме, должен быть зрительно отличим.

Используя цветовые контрасты, необходимо учитывать, что наиболее контрастная цветовая схема получается при сочетании цветов и оттенков, характеризующихся небольшой разницей в яркости, но высокой интенсивностью.

Черный, серый и белый цвета не представлены на цветовом круге, но они играют важную роль при оформлении различных объектов. Черный и белый цвета по праву являются важными декоративными цветами. Они присутствуют в самых стильных и смелых цветовых схемах, а также являются неотъемлемыми составляющими классических цветовых сочетаний. Как показывает практика, нейтральные цвета требуют чрезвычайно осторожного сопоставления с другими цветами.

Синие тона гармонично сочетаются между собой и со многими другими цветами, особенно с белым, который придает эффективность сочетанию. А нюансы голубого цвета на ярко-белом фоне создают ощущение свежести и чистоты. Синие тона способствуют созданию приятного, радостного настроения, светло-синие оказывают успокаивающее воздействие, а темные, глубокие тона синего смотрятся элегантно, роскошно и притягивает взор. Не рекомендуется располагать рядом синий и зеленый без промежуточного тона.

Нюансы желтого цвета в любом цветовом наборе создают ощущение пространства, гармонии и солнечного цвета. Резкий оттенок лимонно-желтого выглядит пикантно на белом, сером или нейтральном фоне и оживляет даже затемненные уголки помещения. Бледно-желтый служит удачным фоном для всех оттенков пурпурно-красного цвета: от бледно-фиолетового до розовато-малинового. Приглушить излишнюю броскость желтого цвета можно, сопоставив его с прохладными оттенками лавандового, нефритового или угольного. С яркими насыщенными нюансами желтого цвета следует обращаться осторожно, чтобы они не заглушали близлежащие цвета. Эти пышные оттенки идеальны для акцентов в общем красочном ансамбле, так как сразу притягивают внимание. Для создания интимной атмосферы в больших комнатах следует использовать золотисто-желтые тона, так как богатство этого цвета придает ощущение уюта и оптически уменьшает размеры объекта. Ярко-желтые элементы организуют цветовое решение и создают единую колористическую тему, привлекая к себе внимание.

Классическое сочетание желтого с синим позволяет создать определенный стиль: от пестрого и яркого молодежного, современного и средиземноморского стиля до стиля кантри. Насыщенный желтый в сочетании с оттенками розового придает объекту уютный облик. Оттенки абрикосового и синего хорошо оттеняют нюансы светло-желтого, взятого в качестве фонового цвета. На цветовом круге дополнительным цветом желтому является фиолетовый. Поэтому самые интересные декоративные эффекты, придающие изысканность и роскошь, достигаются сочетанием желтого цвета с лавандовым или розовато-лиловым.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика