Эстетика и дизайн товаров
5.3. Законы смешения цвета
Эстетическое оформление товаров предполагает широкое использование различных оттенков, получаемых путем смешения хроматических и ахроматических цветов и их оттенков в различных пропорциях в соответствии с законами смешения.
Первые опыты по оптическому смешению цветов принадлежат Исааку Ньютону. Все существующие в природе цвета и оттенки, считал Ньютон, можно получать путем смешения семи спектральных цветов. Сегодняшние исследования в этой области указывают на возможность получения многоцветовой палитры на базе трех цветов: красного, зеленого и синего.
Законы смешения цветов сформулированы в 1853 г. немецким физиком Германом Грассманом (1809-1877). Современная формулировка законов смешения имеет следующий вид:
I закон: для каждого хроматического цвета можно найти другой хроматический, при смешении с которым получается ахроматический. Такая пара цветов называется дополнительными, поскольку каждый из них содержит в своем составе часть спектра, недостающую в другом. В цветовом круге дополнительные цвета располагаются на концах одного диаметра: оранжевый - голубой, желтый - синий, красный - зеленый и т.п.
II закон: при смешении двух недополнительных хроматических цветов всегда получается новый цветовой тон, лежащий в цветовом круге между смешиваемыми цветами. Так, смешивая красный и желтый, получаем оранжевый; смешивая красный и синий - фиолетовый.
III закон: результат смешения зависит от смешиваемых цветов, но не от спектрального состава световых потоков, вызывающих эти цвета. Таким образом, всегда можно заменить спектральный оранжевый смесью красного и желтого. При этом цвет смеси не изменится. Из этого закона вытекает следствие: смешение трех и более цветов дает эффект, идентичный тому, как если бы по очереди смешали цвета парами и затем сложили результаты смешения этих пар.
На основании смешения цветов возникла наука колориметрия, основанная на смешении трех основных цветов: красного, зеленого и сине-фиолетового.
5.4. Цветовые сочетания
Создание цветового оформления товаров предполагает использование различных сочетаний, как цветовых оттенков, так и чистых хроматических и ахроматических цветов. Использование цветовых комбинаций строится на знании сущности и значения таких понятий, как цветовой и яркостный контрасты.
Цветовой контраст - это изменение цвета, происходящее в результате его соседства с другими цветами. Например, синий вблизи желтого приобретает фиолетовый оттенок, рядом с красным - зеленоватый. Серовато-белый рядом с оранжевым приобретает синеватый оттенок, возле зеленоватого - розовый, а рядом с фиолетовым - лимонно-желтый. Вблизи розового очень выгодно и ярко смотрится нежный зеленый тон.
Яркостным контрастом называется изменение яркости или светлоты цвета под действием соседних цветов. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, а на темном - всякий светлый светлеет. Цвет, окруженный хроматическим фоном, изменяется в сторону дополнительного фону цвета. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выигрывает в насыщенности. Эффект хроматического контраста силен тогда, когда отсутствует яркостный контраст, т.е. когда фон и находящийся на нем цвет одинаковы по светлоте. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона.
Сочетания цветов, встречающихся в природе, - отправная точка при составлении цветовой схемы. Цветовые сочетания зависят от равновесия между цветами. Различные сочетания цветов воздействуют не только на наше настроение, но и на наше восприятие пространства, оптически изменяя пропорции объекта. В целом яркие, чистые цвета придают объекту живой, радостный вид, в то время как пастельные тона формируют более спокойную атмосферу.
Существуют следующие виды цветовых гармоний:
- гармония сходства, представляющая собой сочетание различных оттенков одного или близких по спектру цветов, рассматривается как спокойная цветовая схема;
- гармония контрастов получается при сочетании оттенков и цветов, далеко отстоящих друг от друга в спектральном круге (рис. 52). Такое сочетание является броским и создает впечатление динамичности и активности;
- гармония градации создается путем сочетания контрастных цветов в единую схему с помощью промежуточных по отношению к данным цветам оттенков.
Рис. 52. Основные контрастные гармонии
Контрастные сочетания можно разделить на смягченные и резкие. В смягченных контрастах сопоставляются не чистые цвета, а их нюансы, получаемые путем легкого «поворота» цветового круга. Это позволяет сохранить контраст, но не столь резкий, как при прямом сопоставлении чистых спектральных цветов. Подобная гармония может быть также получена, если добавлять в спектральные цвета либо белый, либо черный цвета в зависимости от желаемого эффекта. Смягченные размытые цветовые оттенки создают приглушенный колорит и олицетворяют спокойствие.
Резкие контрасты строятся на ярких дополнительных цветах и представляют собой энергичную цветовую гамму. Такое сочетание является броским и создает впечатление динамичности и активности. Первоочередное значение при работе с контрастными цветами имеет принцип соблюдения пропорциональности соотношения цветов.
При составлении цветовых схем оформления объекта необходимо учитывать следующие принципы:
- составлять цветовые схемы необходимо таким образом, чтобы в сочетании друг с другом цвета выглядели интереснее, чем при их использовании каждого в отдельности;
- сочетаются между собой цвета, близкие по светлоте и особенно по цветовому тону;
- объединять можно разнородные цвета, если они в равной мере отличаются друг от друга;
- выделяется всегда тот цвет, который имеет большие отличия от других по светлоте и насыщенности;
- среди насыщенных хроматических цветов выделяются ахроматические даже в тех случаях, когда их светлота близка к светлоте остальных цветов, а среди ахроматических цветов всегда выделяются хроматические;
- цвета в сочетании должны подчеркивать преимущества друг друга, а не умалять их;
- каждый цвет, участвующий в цветовой схеме, должен быть зрительно отличим.
Используя цветовые контрасты, необходимо учитывать, что наиболее контрастная цветовая схема получается при сочетании цветов и оттенков, характеризующихся небольшой разницей в яркости, но высокой интенсивностью.
Черный, серый и белый цвета не представлены на цветовом круге, но они играют важную роль при оформлении различных объектов. Черный и белый цвета по праву являются важными декоративными цветами. Они присутствуют в самых стильных и смелых цветовых схемах, а также являются неотъемлемыми составляющими классических цветовых сочетаний. Как показывает практика, нейтральные цвета требуют чрезвычайно осторожного сопоставления с другими цветами.
Синие тона гармонично сочетаются между собой и со многими другими цветами, особенно с белым, который придает эффективность сочетанию. А нюансы голубого цвета на ярко-белом фоне создают ощущение свежести и чистоты. Синие тона способствуют созданию приятного, радостного настроения, светло-синие оказывают успокаивающее воздействие, а темные, глубокие тона синего смотрятся элегантно, роскошно и притягивает взор. Не рекомендуется располагать рядом синий и зеленый без промежуточного тона.
Нюансы желтого цвета в любом цветовом наборе создают ощущение пространства, гармонии и солнечного цвета. Резкий оттенок лимонно-желтого выглядит пикантно на белом, сером или нейтральном фоне и оживляет даже затемненные уголки помещения. Бледно-желтый служит удачным фоном для всех оттенков пурпурно-красного цвета: от бледно-фиолетового до розовато-малинового. Приглушить излишнюю броскость желтого цвета можно, сопоставив его с прохладными оттенками лавандового, нефритового или угольного. С яркими насыщенными нюансами желтого цвета следует обращаться осторожно, чтобы они не заглушали близлежащие цвета. Эти пышные оттенки идеальны для акцентов в общем красочном ансамбле, так как сразу притягивают внимание. Для создания интимной атмосферы в больших комнатах следует использовать золотисто-желтые тона, так как богатство этого цвета придает ощущение уюта и оптически уменьшает размеры объекта. Ярко-желтые элементы организуют цветовое решение и создают единую колористическую тему, привлекая к себе внимание.
Классическое сочетание желтого с синим позволяет создать определенный стиль: от пестрого и яркого молодежного, современного и средиземноморского стиля до стиля кантри. Насыщенный желтый в сочетании с оттенками розового придает объекту уютный облик. Оттенки абрикосового и синего хорошо оттеняют нюансы светло-желтого, взятого в качестве фонового цвета. На цветовом круге дополнительным цветом желтому является фиолетовый. Поэтому самые интересные декоративные эффекты, придающие изысканность и роскошь, достигаются сочетанием желтого цвета с лавандовым или розовато-лиловым.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |