Эстетика и дизайн товаров
5.2. Психофизиологическая характеристика цветов
Для правильного понимания вариантов использования ахроматических и хроматических цветов необходимо знать возможности каждого из них (приложение 2, 3).
Белый цвет - это граница начала и согласия, олицетворяет цельность, чистоту, невинность и обычно рассматривается как священная краска. На языке цветов белый цвет означает невинность, поэтому платье невесты изготавливают из белого материала. Холодность и загадочность белого олицетворяют и такие загадочные существа, как альбиносы, которые у темнокожих народов почитаются как божества. На Востоке белый цвет является символом физической смерти, если ее считать началом нового воплощения или погружения в нирвану, и находит отражение в цвете погребальных саванов, траурной раскраске и одежде у китайцев и японцев. «Белый цвет - цвет предвечного безмолвия. Как белая стена или доска перед иконописцем, он таит в себе бесконечный потенциал любой реальности, любой цветовой палитры», - заметил В. Быков. Воображение рисует на белом любые картины, давая простор фантазиям зрителя. Именно по этой причине белый цвет стен ценился во все времена. В древнерусской архитектуре белый цвет символизировал свободу. Неслучайно около 500 древнерусских городов в своем названии содержали этот корень.
В иллюзорном плане белый цвет увеличивает размеры, но уменьшает зрительную массу. Он превосходно сочетается со всеми цветами.
Черный цвет - это абсолютное поглощение всех цветов, символизирует ночь, скорбь, смерть, мрак физический и душевный. Отсюда и черный цвет панихид, знамен анархистских и нигилистических союзов. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений тела. У народа ндембу черный - это зло, дурные вещи, но вместе с тем он обещает счастье в любви.
В наше время с новой силой возродилось негативное понимание черного цвета. Он появляется в живописи как носитель идеи страдания, безумия, гибели мира, хаоса и содома, «смерти искусства». Необыкновенно тонко чувствующий В. Кандинский видит в черном отзвук массового сознания, голос «духа времени»: «Черное есть нечто погасшее, как сожженный костер, - нечто бездвижное, как дух, лежащее за пределами восприятия всех событий мимо которых проходит жизнь».
Черный цвет выражает застой, защиту от возбуждающих влияний и вытеснение их. Кто ставит его на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы.
Однако черный цвет достаточно красив и в небольшом количестве выгодно смотрится в контрасте с другими цветами. Характерным является то, что он уменьшает размеры, придает стройность, но увеличивает зрительную массу объекта.
Красный цвет - возбуждающий, эротический, горячий, самый активный и энергичный, экспансивный, мужественный страстный, кричащий, цвет доблести, силы мощи и храбрости. На языке цветов означает любовь, огонь и кровь. Этот цвет очевидно, был первым цветом, замеченным и воспроизведенным людьми. Вид крови всегда волновал человека, вызывая в нем эмоциональное напряжение. С таковым воздействием красного цвета и связаны ритуальные жертвоприношения. Вершиной жертвенности и истинным ее воплощением стало распятие Христа. На иконах «красное» обозначает царственный чин или кровь, пролитую во спасение человечества. В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» очень точно охарактеризовал оптически чистый красный цвет: «...действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет». Одеяния королей, кардиналов и отделка тог римских сенаторов, занавес и сиденья в театрах имеют красный цвет.
Возбуждающее действие красного цвета может проявляться как в любви, так и в ярости. Он символизирует безумную страсть и любовный угар. В африканских любовных посланиях, представляющих собой длинные нитки цветного бисера, красные шарики означают: «Я страстно люблю тебя и очень тоскую по тебе». Современная психология заново открыла гармонизирующую роль красного между любовью и агрессией. Психологи предполагают, что человек только тогда способен по-настоящему любить, если признает в себе наличие некой агрессивности и умеет с ней обходиться без вреда для себя и окружающих.
В греческой мифологии красный цвет одновременно связан с разрушительным и созидательным началами. Бог войны Арес и богиня любви Афродита вступали в священный союз, что символизировало гармоническое единение в красном двух противоположностей.
Красный цвет символизирует праздничность и красоту. Так, в России вплоть до XIX в. во второй «веселой» части свадьбы красный цвет преобладал и в одежде, и в свадебной утвари. В народном творчестве красота человека определялась как «красная девица, красный молодец».
Оранжевый цвет - это возбуждающий, жаркий, бодрый, веселый, пламенный, жизнерадостный, шумный, кричащий, не интимный. Состоит из красного и желтого и поэтому обладает их качествами. Чем более в сторону желтого сдвигается красный цвет, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Оранжевый приятно согревает, веселит, создает ощущение бодрости и легкого возбуждения. Этот цвет, символизирующий восход солнца и стихийную непредсказуемость вулканической лавы.
В физиологическом отношении способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови.
Желтый цвет - теплый, оживленный, бодрый, суетливый, кокетливый, несколько дерзкий, цвет веселья и шутки. Символ солнечного света, тепла и счастья, но на языке цветов означает ревность. Он ассоциируется с золотым тельцом, ореолом Аполлона и нимбом Христа. Ясно-желтый, золотистый цвет согревает и радует. Ему приписывают блистательность, полноту и активность. Он выражает основную потребность человека - раскрыться и перешагнуть границы своей обособленности. Желтый цвет выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. При обследовании 200 хронических алкоголиков оказалось, что желтый отвергается ими наиболее решительно, в то время как фиолетовому отдается предпочтение.
Символизм желтого цвета заключает в себе противопоставление «позитивных» золотистых оттенков (золото, плоды, золотистая пшеница) и «негативных» - резких, зеленовато-желтых. Темно-желтый обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью; резко-желтый - с назойливостью, дерзостью, завистью и лживостью.
Желтый цвет может служить защитным цветом: желтые предупредительные лампы на стройках и в светофорах, желтые ромбы у моряков, плавающих на парусниках, желтоватый окрас животных, обитающих в пустыне.
Зеленый - спокойный, умеренный и освежающий; создает впечатление мягкого, приятного и благотворного покоя, символ весны, плодородия, юности и свежести, в христианстве - цвет бессмертия, надежды и торжества Святого Духа в человеке, в исламе - цвет знамени Магомета. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, способствует снижению давления крови за счет расширения капилляров.
Кандинский отмечает: «Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется, ничего не требует, никуда не зовет». Чистый, жесткий сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воззрения в принцип и добиваются его соблюдения с непримиримой последовательностью. Чисто зеленый цвет консервативен, и люди, предпочитающие его, стремятся благодаря своей твердости приобрести манеру уверенно держаться. Они уверены в признании окружающих, но в действительности выглядят обывателями. Зеленому присущи такие положительные консервативные качества, как настойчивость и выдержка.
Опыт теста по Люшеру показывает, что экстравагантные и эксцентричные люди, а также стремящиеся к оригинальности считают зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый, - самый холодный из всех цветов. Поэтому его целесообразно применять для создания оптического эффекта освежающей прохлады и стерильности.
Сегодня зеленый цвет стал символом защитников природы партии «зеленых». В психотерапии и цветотерапии зеленый цвет способствует нейтрализации агрессии.
Голубой цвет - цвет мечты, романтики, нежности, невесомости, тишины, небесных высот и морских глубин; цвет, открывающий безбрежные просторы. Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Подаренный голубой цветок олицетворяет верность.
В христианской живописи Христос и Мария часто изображаются в голубых и синих одеждах. В канонах христианства голубой - цвет Бога Сына в Святой Троице. В Древнем Египте внутренние помещения пирамид окрашивались в голубые тона, чтобы души умерших могли приблизиться к богам.
Голубой цвет сообщает чувство покоя, удовлетворенности и безопасности. Не потому ли после кровавых войн спросом пользовались изумруды и хризолиты и цены на них поднимались в несколько раз? Выявлено, что с помощью голубого цвета за считанные секунды можно снять мышечную слабость.
Синий цвет легко понятен и так же, как голубой, сообщает чувство покоя. Во многих культурах голубой и синий имеют одно название, что свидетельствует об их символической и психологической близости. Любой синий передает сферу душевности, т.е. чувство самоотдачи. С точки зрения отношений между людьми это можно охарактеризовать как гордую манеру поведения. Иудаизм причисляет этот цвет к логике мироздания. Синим Украшена крыша первого храма Яхве.
Малоизвестный автор прошлого века К. Кестлин в своей книге «Эстетика» писал: «Синий чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящемуся, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести». При рассмотрении темно-синего цвета наступает успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем повышается. Но с синим также связывается холод, бесчувственность и сухость. Существует даже такое определение - синий чулок». Синий цвет тесно связан с уравниванием, нивелированием под униформой индивидуальных качеств.
Фиолетовый цвет - цвет гармонии противоречий, цвет мистики, может навевать печаль, меланхолию и ощущение подавленности. Его часто рассматривают как связующий цвет небес с землей, красного с синим, любви с мудростью. В сохранившемся до сегодняшних дней римско-католическом церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность.
Фиолетовый цвет в целом определяется как «внушаемость». Этнологическое сопоставление народов, предпочитающих и отклоняющих фиолетовый цвет, данные социологических и статистических исследований конъюнктуры рынка позволяют сделать вывод: чем выше и рациональнее культура народа; тем чаще человек отклоняет фиолетовый цвет. Из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее любимых цветов в тесте Люшера назвали фиолетовый. В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив, для населения Среднего и Дальнего Востока, индейцев центральной Бразилии и негров Африки фиолетовый цвет является самым предпочтительным.
Коричневый цвет в виде термина в европейских языках связан с обозначением жженого или сгоревшего, а эскимосы вообще не знают коричневого цвета. Он включает широкий спектр оттенков: от теплых, чувственных золотисто-коричневых до остро-холодного коричневого. Это цвет земли, осени, ее листьев и травы, хлеба и оттенков человеческой кожи. Он символизирует честность, комфортность, стабильность, надежность. Во времена, когда религиозные фанатики запрещали носить яркие одежды, как проявление похоти и гордыни, коричневый цвет стал наиболее приемлемым и выражал смирение, трудолюбие и покорность. В роскошных и уютных интерьерах всегда присутствует коричневый, как олицетворение благородства и элегантности.
В тесте Люшера коричневый отклоняется наиболее часто теми, кто стремится стать выше зависимых от тела инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальности. Мрачному, тусклому коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что их жизненная ситуация неразрешима и которые ищут убежища в примитивных инстинктах. В этом смысле выбор коричневого означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. И неудивительно, что обследованные в Иране 70 курильщиков опиума в основном в тесте Люшера отдали предпочтение коричневому цвету. Насыщенные и светлые оттенки коричневого, как показывают статистические исследования, предпочитает сельское население.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |