Эстетика и дизайн товаров
Контраст как средство композиции имеет преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести выразительность формы, созданной на его основе, а также то, что такая форма надолго фиксируется в памяти. Недостаток заключается в том, что в чрезмерных количествах он разрушителен, как любое сильнодействующее средство. Поэтому при создании композиции с применением контраста необходимо соблюдение определенной меры. Степень контраста должна регулироваться эргономистами, так как чрезмерные контрасты быстро утомляют, а полное отсутствие контраста притупляет внимание.
Оптимальными считаются такие контрастные отношения между составляющими, при которых не нарушается целостность композиции изделия. Сложность нахождения «границы» заключается в том, что на сегодняшний день дизайнер располагает единственным средством измерения композиционных пределов контраста - интуицией. Именно она позволяет создавать конкурентоспособные и пользующиеся спросом товары.
Нюанс (франц. nuance), представляющий собой разнообразие тонких различий и едва заметных переходов, позволяет придать любому изделию особую привлекательность. В любой форме контраст проявляется активно, но достижение гармонии возможно при использовании таких отношений, без которых воздействие контраста может стать резким. Как композиционное средство, нюанс может проявляться в цвете, пропорциях, ритме, пластике и т.д. Без этого порой незаметного средства композиции невозможно довести любое произведение или изделие до такой степени отточенности, когда этот объект, привлекая к себе внимание, уже не «отпускает» нас.
Как контраст вызывает необходимость его дополнения нюансными отношениями, так и нюансировка не может развиваться сама по себе, независимо от контрастирующих проявлений. Отдавая должное значимости контраста в построении композиции, не стоит умалять значение нюансировки. К. Брюллов заметил: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Эти слова вполне могут быть отнесены к нюансу, поскольку сегодня дизайнер создает столь тонкие, изящные и оригинальные изделия, которые способны волновать нас подобно произведениям искусства.
Возможности и области применения нюанса безграничны. Фото- и кинотовары, теле-, радио- и видеоаппаратура, охотничьи ружья, одежда, хозяйственные товары и т.п. - это изделия, эстетичность которых создается за счет нюансной обработки формы. Нюансная обработка ювелирных изделий связана с пластикой: блики камней, изгибы форм, матовость и блеск, четкость тонких линий переходов. Все это создает изделия, которые могут быть отнесены к произведениям искусства. Нюанс - самое тонкое, едва уловимое и изящное средство композиции, позволяет придать изделию неповторимость и элегантность, особую прелесть и теплоту.
Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) - это гармония, соразмерное расположение элементов в пространстве, при котором одна половина является как бы зеркальным отражением другой и часто трактуется как основной закон природы, Она является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство (рис. 49).
Рис. 49. Симметрия в изделиях
Известно два основных вида симметрии: зеркальная и осевая. Фигура человека - пример зеркальной симметрии. Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси, а не плоскости, как в первом случае. Раскрывая сущность симметрии в природных творениях, человек постепенно осознал ее как средство создания гармонии и целостности формы произведения искусства или предметной среды. В творческой практике оформления тканей уже второе столетие применяется «метод совершенных форм». В качестве орнаментального мотива используется идеализированная (совершенная) форма растения или его части, хотя в природе не существует идеальной симметрии и каждое растение имеет массу индивидуальных отклонений. Поэтому, говоря о природной симметрии, мы имеем в виду понятие относительного равенства, приблизительного соответствия.
Обычно в искусствоведении симметрию связывают со спокойным равновесием, создающим ощущение покоя и удовольствия. Крупные, строго симметричные орнаменты своей строго организованной и легкочитаемой структурой оказывают сильное воздействие на человека. Грамотно и талантливо спроектированные симметричные орнаменты представляют собой образец истинной красоты и воспринимаются легко и сразу. В текстильной промышленности при разработке вариантов рисунков для штучных тканых изделий широко используется зеркальная симметрия. При симметричном рисунке составляется эскизная разработка лишь одной половины, а для штучных изделий типа салфетки, скатерти, платка - одного угла. Симметричность в композиции наиболее удобна и приемлема при геометрическом характере рисунка. Растительный или цветочный орнамент создается, как правило, без использования симметричной закономерности. Симметрия также используется при оформлении интерьеров храмов, жилых и офисных помещений. Симметричные орнаменты, используемые для отделки ковров и мебельно-декоративных тканей, позволяют спроектировать типовую среду с определенной функциональной направленностью.
Отдавая должное симметрии как одному из наиболее ярко проявляющихся средств гармонической организации формы в архитектуре и дизайне не следует рассматривать ее как основной критерий прекрасного. Кроме того, строгое следование симметрии в некоторых случаях лишает изделие или произведение искусства выразительности и динамичности.
Асимметричные композиции с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. И если симметрия издавна волновала воображение людей необычайной стройностью, порядком и покоем, то в асимметричных композициях принцип организации формы проявляется не столь наглядно, поскольку элементы не связаны осью симметрии (рис. 50). Тем не менее асимметрия позволяет увязывать отдельные элементы в целостные, гармонично-функциональные композиции, гармония которых раскрывается постепенно. Поэтому создание изделия асимметричной формы требует от дизайнера более творческого подхода, обеспечивающего композиционное равновесие. Асимметрия не означает отсутствие порядка и закономерности, но этот порядок более сложен, чем в симметричных формах. В Японии создана эстетика асимметрии, прекрасно отражающаяся в искусстве икебана. Любая прекрасная природная форма, изделие или произведение искусства представляют собой диалектическое единство симметрии и асимметрии.
Рис. 50. Асимметричная композиция
Если бы мир был абсолютно симметричным, то в нем господствовала бы скука. Асимметрия по своей природе имеет более тесные и гибкие связи с окружающим миром. Активное воздействие асимметричных форм на среду объясняется тем, что изделие с ярко выраженной асимметричной формой привлекает внимание и тем самым оживляет и разнообразит симметричное пространство. Поэтому она всегда вызывает повышенный интерес у модельеров и дизайнеров, работающих в авангардистских направлениях. Дизайн одежды все больше ощущает потребность в тканях с активной асимметрией в рисунках.
Метр и особенно ритм - сильнейшее средство воздействия на человеческое сознание. Строение формы любого изделия можно рассматривать как результат повтора одинаковых (метрическое строение формы) либо чередования одинаковых и отличных геометрических элементов (ритмическое строение формы). Именно ритмический и метрический строй всех частей и элементов посуды должен быть подчинен общему композиционному замыслу. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма.
Ритм (греч. rhythmos - происходящее с определенной последовательностью) - как средство композиции способствует приданию ясности, четкости и стройности любому эстетическому объекту, созданному природой или человеческими руками. В музыке, танце и поэзии ритм представляет собой закономерное чередование звуков, движений и слов в определенном порядке, в оформлении товаров - порядок размещения элементов в рисунке, а конкретно в тканях - размещение рисунка внутри раппорта. В архитектуре он создается чередованием материальных элементов в пространстве, в текстильном рисунке выражается повторяемостью элементов орнамента.
Ритм может проявляться как в закономерных изменениях размеров элементов, так и в изменениях интервалов, формы, цвета и т.п. При этом ритмические ряды образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами, и менее выразительных (пассивных), называемых интервалами. Выразительность ритмического ряда создается не только за счет характера и размещения используемых элементов, но и за счет их количества. Варьируя порядком нарастания или убывания ритмического ряда, объемом элементов, их размерами, выразительностью, тональностью и т.п., можно усилить или ослабить динамичность любой формы.
Образование простейшего ритмического ряда возможно при использовании не менее трех-четырех составляющих, увеличение количества которых усиливает выразительность, но до определенного предела. Ш. Монтескье писал: «Длительное однообразие делает все невыносимым; одинаковое построение периодов речи производит гнетущее впечатление, однообразие размера и рифм вносит скуку в длинную поэму». Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция.
Ритм может быть направлен по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные членения зрительно уменьшают высоту, но увеличивают ширину и придают статичность изделию, а вертикальные - увеличивают высоту, но уменьшают ширину и создают иллюзию легкости. Изменения по вертикали сами по себе способствуют формированию иллюзии зрительной завершенности.
В отличие от ритма метрический повтор представляет собой неоднократное, с одинаковым интервалом повторение элемента. Характерным для метрических композиций является создание чувства покоя и статичности. В большинстве случаев метрический порядок отражает функциональные особенности предмета и связан с его конструкцией (клавиши на клавиатуре, ячейки шкафов, сенсорные выключатели на пультах дистанционного управления, салоны самолетов и т.п.). Но иногда метрический повтор вводится искусственно в качестве дополнительного средства организации формы или с декоративной целью.
По сложности различают простой, сложный, весьма сложный и чрезвычайно сложный метрические ряды. Простой вид предполагает повтор всего лишь одного элемента; сложный - координацию рядов с другими элементами; чрезвычайно сложный - использование в композиции одновременно нескольких метрических рядов и элементов. Работа над созданием таких метрических рядов требует серьезного подхода. Только правильное координирование отдельных элементов и их сочетаний, а также нахождение оптимальных переходов от одного метрического ряда к другому позволяет сохранять композиционную ясность, организованность и цельность. При формировании метрического ряда возможны как перенасыщение, так и разреженность. Чрезмерно близкое расположение элементов или группы элементов затрудняет восприятие метрического ряда. При разреженности ряда его элементы теряются в пространстве, создаваемом на большом фоне.
Знание принципов и умение грамотно использовать средства создания композиции позволяет эстетически осваивать окружающую нас действительность, формируя как массовые, так и эксклюзивные, но отвечающие разнообразным вкусам товары предметного мира.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |