Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

4. Композиция товаров

4.1. Общие понятия и принципы создания композиции

Создание нового изделия является сложным и ответственным процессом. Существуют определенные принципы, условия и практическим опытом установленные закономерности, пользуясь которыми можно создать гармоничные товары. Композиция является важнейшим элементом, позволяющим создать целостное произведение, все составляющие которого находятся во взаимном и гармоничном единстве и выражают образное содержание данного произведения или товара. Термин «композиция» (compositio) имеет латинское происхождение и означает составление, связывание, расположение, сложение частей в единое целое в определенном порядке.

Композиции бывают: закрытые, открытые, устойчивые и неустойчивые.

Закрытые - композиции, где линии взаимодействия составляющих элементов направляется к сюжетно-композиционному центру.

Открытые - композиции, где линии расходятся от сюжетно-композиционного центра, отражая связи элементов или объектов. Открытая композиция требует продолжения и завершения; так как не имеет самостоятельного и решающего значения. Открытые композиции драматически напряжены.

Устойчивые - композиции, где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре. Главные компоненты располагаются равномерно. Устойчивые композиции создают впечатление покоя и стабильности.

Неустойчивая композиция предполагает пересечение композиционных линий взаимодействия объектов или элементов под острыми углами. В ней используются в основном такие фигуры, как диагонали, круги, овалы.

Устойчивые и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые - в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жестких канонических схем к свободным композиционным приемам. Так, в искусстве XIX-XX вв. немаловажным было стремление художников к свободной композиции, отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

Важным фактором формирования композиционного решения является процесс формообразования в природе. Природные объекты представляют дизайнерам широкие возможности для создания наиболее целесообразных форм изделий. Так, исследование динамики полета и структуры крыла птицы помогло известному русскому изобретателю Н.Е. Жуковскому открыть закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, и установить наиболее выгодные профили крыльев и лопастей винта самолета. Благодаря природе было выявлено, что обтекаемость формы является объективным законом в формировании скорости автомобилей. При этом форма изделий должна соответствовать назначению, материалам, используемым дня изготовления и конструктивной схеме.

Предметом композиции в сфере производства товаров является изделие и прилегающее к нему пространство. Будучи эстетической характеристикой, композиция отражает систему организации связей элементов формы и содержания изделия, диктует расположение частей, составляющих изделие, в определенной системе и последовательности.

Теория композиции вооружает дизайнера общими закономерностями строения изделия, средствами и приемами построения красивой формы. С помощью композиции решаются такие проблемы, как: изучение закономерностей формообразования и компоновки изделий, а также исследование соответствия целостности гармонического образа изделия эстетическим, функциональным и технико-экономическим требованиям.

Творческий процесс создания композиции - сложное многоаспектное явление. Здесь тесно переплетаются и обусловливают друг друга два начала творческой деятельности человека: эмоционально-интуитивное и интеллектуально-логическое.

Художественная идея, первоначальный образ, хотя и основана на определенных функциональных предпосылках, это прежде всего результат эмоций, интуиции, фантазии и личных представлений дизайнера. В результате накопленного материала у дизайнера возникает та или иная идея. Постепенно, в силу особенностей его мышления, стремления к обобщению, она воплощается в художественный образ. Важным аспектом в процессе разработки композиционного решения является решение следующих вопросов: предполагаемая категория потребителей, виды используемых материалов, вариант формы и композиционного решения для раскрытия идеи. Так, наиболее конкурентоспособные модели сотовых телефонов вырабатываются из стандартных материалов. Однако уже существуют дизайнерские компании, создающие эксклюзивные модели телефонов из драгоценных металлов и камней.

При разработке формы и декоративного оформления модели дизайнер использует разные источники. Среди них:

- образы природы (сочетание цвета, форма, движение);

- образцы классического декоративного искусства;

- образцы народного творчества, тканей, керамики;

- явления и события действительности;

- образцы культуры и творчества народов зарубежных стран;

- новые материалы и технологии;

- личные переживания, ощущения художника;

- впечатления от личности и индивидуальности известных людей.

Однако любая первоначальная художественная идея требует обоснования, уточнения, проверки логикой, знанием, накопленным практическим опытом. Такой практический опыт можно охарактеризовать как эстетические законы, категории и принципы построения композиции.

Основным принципом построения композиции является цельность, под которой понимается неразрывность, непрерывность, единство, т.е. соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Цель любого произведения узнается по таким характеристикам, как ясность и простота восприятия формы. Чем сложнее композиция, тем ценнее простота ее восприятия. В своей книге «Анализ красоты» (1987) У. Хогарт утверждает: «Простота без многообразия совершенно пресна и в лучшем случае разве что не вызывает неудовольствия». Однако «...простота придает красоту даже многообразию, делая его более доступным восприятию. Ее следует всегда изучать в произведениях искусства, так как она предупреждает путаницу в изящных формах».

Основными категориями композиции являются объемно-пространственная структура и тектоника.

Объемно-пространственная структура, наряду с тектоникой, играет значительную роль в достижении подлинной гармонии, поскольку предполагает взаимодействие всех элементов формы изделия между собой и с пространством. Создание конкурентоспособного и эстетически совершенного изделия невозможно без учета характера взаимодействия пространства с объектом. Различное расположение объектов в пространстве позволяет создавать впечатление устойчивости или напряженности, динамичности или статичности, простоты или сложности.

Важным принципом создания хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органическое единство между отдельными элементами или частями структуры. Немалое значение при рассмотрении любой формы в пространстве имеет и точка нахождения человека, с которой он воспринимает изделие. В зависимости от ракурсов восприятия объемно-пространственной структуры отношения объема и пространства имеют различное воздействие на человека. При определенных пропорциях объема изделия и пространства, последнее может оптически уменьшать отдельные элементы объема, т.е. создавать иллюзию меньших размеров изделия, чем в действительности. Следует также учитывать, что в организации объемно-пространственной структуры существует предел сложности, за которым даже закономерное может восприниматься как хаотическое.

Одним из важных методов развития пространственного воображения дизайнеров следует назвать свободные фантазии на тему «Форма изделия». Свободное фантазирование позволяет раскрепостить творческий потенциал, уйти от сегодняшних канонов, увидеть перспективы и таким образом создать оригинальную объемно-пространственную структуру изделия. Ведущие японские фирмы, занимающиеся производством автомобилей, радио- и телеаппаратуры, постоянно проводят конкурсы на самую оригинальную модель изделия. В этих конкурсах принимают участие не только профессионалы, но и любители различных возрастов, свободно владеющие «азбукой» классических форм. Иногда это совершенно немыслимые для сегодняшнего дня варианты, которые, как показывает опыт, находят свое отражение в создании перспективных и конкурентоспособных изделий.

Тектоникой называют зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала. Форма любого изделия всегда так или иначе выражает особенности его строения. Понятие «тектоника» неразрывно связывает две важнейшие характеристики изделия - его конструктивную основу и форму во всех ее важных проявлениях. Если обратить внимание на природные образования, то они нам дают наглядные уроки того, как по-разному, но закономерно конструкция находит отражение в форме. Так, структурой живого организма является скелет. Однако он невидим сквозь мышцы и кожу. Но мы прекрасно осознаем как в целом, так и в любом «узле» связи конструкции с формой. Если при создании изделия дизайнер находит средства, позволяющие с такой же ясностью выразить отношения между внутренней структурой и внешней формой, то такое изделие представляет собой образец полной тектоничности.

Тектоника опирается на закономерности конструктивной компоновки и проявляется во взаимном расположении частей изделия, его пропорциях, ритмическом чередовании элементов, контрасте и т.п. Тектоника - это правдивость формы изделия в отношении конструкции и материала. От того, насколько правильно использован материал, зависит тектоническая выразительность изделия. Закономерности тектоники, основываясь на законах механики, динамики, сопротивления материалов и др., отражают логику работы конструкции изделия, обеспечивающую не только чисто функционально-утилитарную, но и эстетическую выразительность изделия. Ложная, невыразительная конструкция не может характеризоваться высокими показателями эстетических свойств, т.е. быть красивой.

Таким образом, создание удачной композиции конкретного изделия возможно лишь с учетом как тектонических, так и объемно-пространственных связей и отношений.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика