Эстетика и дизайн товаров
Эстетическим «полюсом» категории «прекрасное» является категория «безобразное» (без образа), обозначающая все то, что не имеет гармонического лика, не оформлено. Если «прекрасное» предполагает наличие совершенной формы, то «безобразные», - отсутствие таковой, бесформенность.
Критерием оценки явления и предмета как «прекрасного» или «безобразного» является эстетический идеал, а основой - эстетический вкус. Категории «прекрасное» и «безобразное» - это противоположности, связанные друг с другом различными переходами, отношениями и связями. Если прекрасное притягивает и доставляет наслаждение, то безобразное в любых проявлениях отталкивает. Предмет и явления, характеризующиеся как «безобразные», имеют отрицательное общечеловеческое значение.
Категории «гармоническое» и «хаотическое» противоположны по смыслу. Для обозначения высокого уровня соразмерности, организованности и упорядоченности применяют категорию «гармоническое», показателями которой являются симметричность, пропорциональность, согласованность, ритмичность и соответствие. Гармоничный объект характеризуют также как совершенный и прекрасный. Ведущая роль «гармонического» в эстетическом преобразовании действительности аксиоматична, поскольку, вызывая чувство покоя, иногда гармония способна сообщать и ощущение скуки. Если бы мир развивался лишь по законам гармонии, то в нем царило бы равнодушие.
Элементы «хаотического» в разумных пределах оживляют, делают выразительной и неповторимой окружающую нас действительность, позволяют создавать неповторимые произведения искусства. К ним относятся: аритмичность, симметрия, несогласованность, несоответствие, диспропорции, нарушение упорядоченности. Исторический путь развития искусства, архитектуры, костюма и т.п. изобилует огромным количеством примеров, когда «хаотическое» играло ведущую роль. Одним из художественных стилей в мировой культуре является стиль барокко, означающий в переводе с итальянского «странный», «причудливый». Именно для этого стиля характерными чертами являются отрицание порядка в виде отказа от прямых линий, симметрии и ритма, наличия, как правило, криволинейных и сложных форм. Дизайнеры сегодняшнего дня умело используют элементы «хаотического» для разработки оригинальных изделий, деятели искусства - для создания новых изысканных графических, музыкальных и других произведений. Но в больших количествах «хаотическое» может привести к дезорганизованности, неоформленности и в конечном итоге к хаосу.
Эстетическая категория «ужасное» охватывает те обстоятельства и явления действительности, над которыми человек не властен, что делает его рабом обстоятельств, которым он должен подчиняться. Ассоциациями категории являются гибель и уничтожение добрых и прекрасных начал, бедствия, страшные события. Это «глухая стена», за которой нет ничего, что бы обнадеживало, просветляло, помогало освободиться от несчастий.
Близкой, но глубоко противоположной «ужасному», является категория «трагическое». В отличие от «ужасного», она всегда может иметь разрешение в будущем. «Трагическое» - величественно само по себе и возвеличивает человека в силу господства последнего над обстоятельствами.
Изучением «эстетического» как самостоятельной категории специалисты стали заниматься не так давно. История эстетики указывает на то, что сущность данной категории с давних пор подменяли пониманием категории «прекрасное». Действительно, «эстетическое» в широком смысле рассматривается как совершенное, но при этом может выступать как в форме прекрасного, так и в форме безобразного, низменного и трагического.
Воспринимая «эстетическое», мы свободны от утилитарных ориентации. Наше восприятие формируется на сиюминутном, субъективном, чисто эмоциональном отношении. Без категории «эстетическое» жизнь невозможна. Проявления данной категории мы наблюдаем везде: в природе, искусстве, архитектуре, технике, традициях, поведении, внешнем виде человека, предметах быта и т.д.
«Эстетическое», как совершенное, является результатом не только художественной деятельности, но и материально-духовной практики человечества. Качественной особенностью эстетического является то, что обнаружившиеся в нем свойства объекта реализуются в процессе материально-духовной деятельности человека через наиболее полное воплощение свойств объекта и возможностей субъекта. Эстетическая ценность предметов как носителей социальных и культурных значений, определяется его ценностью для человечества и его общественно-практической значимостью. В процессе общественно-исторической деятельности предметы и явления, обновляющие круг интересов человека, обретают свое эстетическое начало, т.е. свои эстетические свойства. Последние определяются не только естественными качествами самого предмета, но и общественными обстоятельствами его существования. В процессе исторического развития природы и человеческого общества сущность категории «эстетическое» изменяется и совершенствуется. Творя по законам красоты, человек превращает вновь созданные объекты в предмет эстетического познания и преобразования.
Сущность категории «художественное» заложена в самом термине. Проявление художественного начала возможно только в мире искусства и только как самостоятельный вид человеческой деятельности. Художественные ценности по содержанию и заложенному в них духовному потенциалу богаче и ценнее эстетических. Именно поэтому истинные шедевры, созданные художниками, архитекторами, музыкантами, скульпторами и мастерами слова, переходят из одной исторической эпохи в другую, не теряя при этом своей актуальности, прелести, значимости и ценности. Притягательность произведений искусства объясняется не столько красивым содержанием, сколько красивым исполнением. Совершенство изображения отвратительных персонажей, трагичности последствий природных явлений, уродливости чувств и низменности поступков заставляют нас поверить автору или исполнителю и формировать свое отношение. Известный актер Георгий Вицин, придерживавшийся канонов трезвого образца жизни, в кино сумел создать образ никогда не выходящего из состояния опьянения персонажа. Вглядываясь в картины с изображением военных сцен, последствий стихийных бедствий, мы восхищаемся мастерством художника, сумевшего заставить нас сопереживать героям картины. Эти чувства писатель Н.Г. Чернышевский выразил такими словами: «...одно дело - нарисовать прекрасное лицо и совершенно другое - прекрасно нарисовать лицо. В первом случае получается копия, а во втором - произведение искусства».
Таким образом, «художественное» в отличие от «эстетического» может выступать только в форме прекрасного. Будучи тесно взаимосвязанными, тем не менее категории «эстетическое» и «художественное» не совпадают друг с другом.
1.3. Эстетическое освоение действительности
Знание сущности, истории становления, значения и возможностей эстетики как науки позволяет человеку правильно воспринимать, познавать, оценивать и в конечном итоге преобразовывать окружающую действительность. Целью эстетической деятельности человека является эстетическое освоение действительности, представляющее взаимодействия человека с предметами окружающего мира в процессе восприятия, познания, оценивания и эстетического преобразования окружающего мира. На практике эти процессы могут совершаться одновременно как единое целое и последовательно с временными промежутками.
Эстетическое восприятие сопровождает человека с первых дней его жизни и имеет место каждый раз, когда человек познает новое, неведомое ему. Уже в утробе матери младенец слышит музыку и реагирует на нее, после рождения видит игрушку и узнает маму по запаху и внешнему виду. При этом он неосознанно обязательно выражает свое отношение эмоциональными переживаниями в виде проявлений радости или огорчения. Эстетическое восприятие осуществляется с помощью таких органов чувств, как зрение, слух и обоняние. Наиболее важными из перечисленных являются зрение и слух. Благодаря функционированию этих органов чувств воспринимаются музыкальные, изобразительные, театральные, кинематографические и другие произведения искусства и формируются эстетические чувства, присущие только человеку. Современные достижения науки, воплощенные в окружающий человека предметный мир, позволяют осуществлять воздействие на формирование эстетических чувств человека и с помощью запахов. В легкой промышленности уже вырабатываются одежда, постельное и нательное белье из волокон, имеющих приятные запахи. В Японии демонстрируются кинофильмы, которые кроме воздействия на зрение и слух влияют и на обоняние, так как «издают» запахи в соответствии со сценарием.
Эстетическое познание является следующим этапом после эстетического восприятия. В процессе эстетического познания человек получает информацию об окружающем его мире с помощью органов чувств, как и в эстетическом восприятии. Особенностью эстетического познания является то, что оно в отличие от научного познания всегда имеет чувственное проявление. Итогом эстетического познания является формирование эстетического сознания, что позволяет человеку грамотно оценивать эстетические проявления окружающего его мира.
Эстетическое оценивание проявляется в том, что путем восприятия и познания окружающей действительности человек дает оценку явлениям, объектам и событиям на основе своего эстетического вкуса, эстетического сознания и эстетического идеала. Эстетический идеал и вкус позволяют оценивать явление или предмет с учетом личностных критериев. Формирование и развитие эстетического идеала и вкуса происходит под влиянием общественной формации, воспитания, образования, окружения и генетической наследственности человека, что объясняет их многообразие, а иногда и непостоянство. Эстетический идеал воплощает в себе представления как отдельного человека, так и общества о проявлениях высшей гармонии в предметах и явлениях. Живопись Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали, музыка Чайковского и тяжелый рок, классический стиль в одежде и хиппи, штиль и буря, а также другие противоположные по содержанию проявления окружающего мира имеют своих поклонников и почитателей. Эстетическое оценивание может выражаться как положительной оценкой, если от общения или взаимодействия с предметами или явлениями человек получает положительные эмоции, так и отрицательной, если результатом станут отрицательные эмоции.
Эстетическое преобразование является закономерным итогом эстетического восприятия, познания и оценивания и предполагает вмешательство человека в окружающий мир с целью создания красоты. Стремление к формированию красоты присуще человеку, как показывают научные и археологические исследования Древнего мира, с первых дней сознательного существования человека на Земле. Многообразие природных форм и явлений, достижения науки и техники, интеллект человека являются бездонным источником идей эстетического преобразования окружающего мира по законам гармонии и красоты. При этом эстетическому преобразованию подвергаются не только явления и предметы окружающего мира, но и сам человек.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |