Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

2.4. Каноны красоты разных эпох

Фигура человека - это исходная точка отсчета при проектировании одежды. Каждая историческая формация развития человеческого общества определяла свои каноны красоты. Среди создателей модного типа фигуры были художники, модельеры, религиозные и политические деятели. Непременным условием «вечной и неземной» красоты были и остаются симметрия, взаимное соотношение всех черт и пропорций, гармония и целостность образа.

Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания. Но во все времена ценителями женской красоты были именно мужчины, и первыми из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис. Зевс поручил ему рассудить Афродиту, Геру и Афину, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью «Прекраснейшей» Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в применении пудры и губной помады.

Идеал красоты эпохи есть идеал особенно ценимых эпохой нравственных качеств. В Древнем Египте идеалом красоты была стройная и грациозная женщина. Контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывал представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. В Древней Греции сложилось своеобразное представление о человеческой красоте. По эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть невысоким: расстояние между бровями и началом роста волос равнялось ширине двух пальцев. Эталоном красивого тела стала скульптура Афродиты (Венеры). Ее параметры: рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см. Великие скульпторы Древней Эллады первыми обратили внимание на то, что красота человеческого тела неразрывно связана с понятием о пропорциях. Знаменитый «Дискобол» Мирона поражает своей удивительной соразмерностью. В те времена были выведены некоторые закономерности пропорций человеческого тела. Одна из них - так называемой «квадрат древних»: длина распростертых рук равна росту человека. Характерным для древнегреческой одежды было ее членение у талии, при этом соотношение частей тела соответствовало пропорциям золотого сечения: отношение верхней части тела (от высшей точки головы до талии) к нижней части фигуры (от стопы до талии) должно быть равно отношению нижней части тела к росту человека.

С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма. Идеалом красоты стало длинное, худое тело с опущенными плечами, стянутой грудью. Появилась так называемая «длинноногая мода», когда тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляла 1:3). Идеал женщины олицетворяла пресвятая Дева Мария - удлиненный овал лица, большие глаза и миниатюрный рот.

Поворотным моментом в восприятии красоты стал рубеж ХII-ХIII вв., когда идеалом являлся образ «прекрасной дамы»: тонкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо. Женщина как роза - она нежна, хрупка, изящна. В период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для ее создания на живот накладывали подушечки. Одежды были узкие, сковывающие движения, волочащиеся по полу.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. В противоположность Средним векам, воспевавшим женщин изящных, стройных, подвижных, с узкими бедрами, торжествуют пышные формы (широкие бедра, роскошная полнота шеи и плеч). Женщина должна быть одновременно и Юноной, и Венерой. Для придания фигуре дородности и импозантности в качестве подкладок использовалась вата.

Итальянским писателем А. Фиренцуолой (1493-1543) был составлен трактат о женской красоте. Он писал, что лоб должен быть в ширину больше в два раза, чем в высоту, со светлой гладкой кожей и ни слишком узкими висками. Брови темные, шелковистые, белок глаз синеватый. Как у мужчин, так и у женщин красивым считался открытый высокий лоб. Поэтому прибегали к выщипыванию бровей и даже ресниц.

В книге Дж. Б. Порта «Физиономия человека», появившейся в XVI в. во Франции, физическая внешность мужчины описывалась следующим образом: «...мужчины от природы имеют крепкий стан, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги, крупные, хорошо сложенные жилистые кисти рук, крупные далеко друг от друга отстоящие лопатки, большие сильные спины, костистую и крепкую талию, медленную походку, сильный и грубый голос и т.д. По своему характеру они неустрашимы, честны, простодушны и великодушны». Таким образом, мужчина должен быть Аполлоном и Геркулесом в одном лице.

Для стиля барокко характерна декоративная пышность, вычурность, исчезновение конкретной формы. В костюме исчезали натуральные линии, на смену одежде, отражающей естественные пропорции человеческого тела, пришли многослойные, вычурные, тяжеловесные, нефункциональные костюмы.

Стиль, пришедший на смену барокко, был назван стилем рококо. Его часто называют «галантным стилем». Если раньше одежда была только декорацией, то отныне она стала существенным элементом. Пикантность - вот истинный признак красоты этой эпохи, и она заставляет закрывать глаза не только на явную дисгармонию, но даже и на несомненное безобразие. Мужской идеал, ценимый эпохой, обнаруживается только в костюме. Элегантный придворный - современный тип мужчины. Из его характера постепенно исчезают мужественные черты, он становится женоподобным, что проявляется в манерах и костюме, поведении и потребностях. Мужчины носят длинные завитые волосы, посыпанные пудрой и надушенные духами, румянят лицо, пряжки на башмаках заменяют шелковыми бантами, рукава украшают бантами.

Буржуазный идеал красоты диаметрально противоположен идеалу абсолютизма. Он находится в таком же резком противоречии с последним, в каком некогда идеал красоты Ренессанса находился со средневековым идеалом красоты. Снова перед человеком, этим живым орудием истории, стоят иные цели, и он должен сыграть в новой жизни роль лучшего, чем прежде. Данная эпоха провозгласила идеалом ясный, энергичный взгляд, прямую и напряженную осанку, жесты, исполненные силой воли, руки, способные не только хватать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично ступающие и твердо стоящие на завоеванной позиции.

Другая существенная составляющая часть нового идеала красоты - душевная красота. Сочетание в одном лице физической и душевной красоты заметно отличало человека буржуазного века от господствующего в эпоху абсолютизма типа.

Теперь снова выше всего ценят мужчину и женщину в полном расцвете сил. Женщина предпочитает мужчину сильного, волевого. Для фигуры женщины, главным предназначением которой является деторождение, характерным является широкий таз, наличие полной и крепкой груди, способной вскармливать детей. Новый идеал красоты очень близок к идеалу эпохи Возрождения, но превосходит его по преобладанию духовности и душевности.

На протяжение XX в. модный тип фигуры имел различные характеристики и пропорции. Модными были невысокие фигуры с широкими бедрами и соотношением головы и тела 1:6, позднее это соотношение составило 1 : 7. В конце 60-х гг. XX столетия модной становится высокая и худая фигура. Идеальный рост составил 176 см. В 1980-е гг. оптимальным ростом являлись 180 см, что соответствует и сегодняшнему параметру при подборе манекенщиц. Для женских фигур разработаны нормативные показатели массы тела в зависимости от роста и окружности некоторых частей тела в зависимости от роста и массы тела (табл. 1).

Таблица 1

Окружность некоторых частей тела в зависимости от роста и массы тела

Рост, см

Масса тела, кг

Окружность, см


 

 

 

 

шея

плечи

грудная клетка

талия

таа

бедра

икры


151

51-53

31,5

95,0

83,5

61,5

91,5

49,0

32,0


152

51-53

32,0

95,5

84,0

62,0

92,0

49,5

33,0


153|

52-54

32,0

96,5

84,5

62,5

92,5

50,0

33,0


154

52-54

32,0

97,0

85,0

63,0

93,0

50,5

33,0


155

53-55

32,0

97,5

85,0

63,0

93,5

50,5

33,0


156

53-55

32,5

97,5

87,0

63,5

94,0

51,0

33,5


157

54-56

32,5

99,0

87,0

63,5

94,5

51,0

33,5


158

55-57

32,5

99,0

87,0

64,5

95,5

51,0

33,5


159

55-57

33,0

99,0

87,0

65,0

95,0

51,5

34,0


160

56-58

33,0

100,0

87,5

65,0

95,5

51,5

34,0


161

56-58

33,0

100,0

87,5

65,0

95,5

51,5

34,0

162

57-59

33,0

100,0

87,5

65,5

96,0

51,5

34,0

163

58-60

33,0

101,0

88,0

65,5

96,0

52,0

34,0

164

58-60

33,5

101,0

88,0

66,0

96,0

52,0

34,0

165

59,61

33,5

101,5

88,0

66,0

96,5

52,5

34,5

166

60,62

33,5

101,5

88,5

66,0

96,5

52,5

34,5

167

60-62

33,5

101,5

88,5

66,0

97,0

52,5

34,5

168

61-63

33,5

101,5

88,5

66,0

97,0

53,0

34,5

169

62-64

33,5

101,5

88,5

66,5

97,0

53,0

34,5


Несмотря на то что красоте и пропорциональности женской фигуры уделяется больше внимания, чем мужской, существуют и параметры пропорциональности мужской фигуры. Так, длина бедра четыре раза укладывается в высоте тела, ширина плеч равна длине бедра, окружность кулака равняется длине предплечья, а также длине стопы; удвоенная окружность запястья - окружности шеи; удвоенная окружность шеи - окружности талии. Для мужчины 25-35 лет при росте 167 см правильным считается соотношение 10 : 9; вес 68-70 кг; окружность грудной клетки в спокойном состоянии измеряется при опущенных руках под лопатками и на уровне сосков - 95-98 см; окружность талии в самом узком месте без втягивания живота - 75-78 см; окружность шеи под адамовым яблочком в самом узком месте - 34-39 см; окружность плеча выпрямленной руки в середине бицепса - 32-33 см; напряженного бицепса согнутой руки - 38-40 см; окружность бедра под ягодицей – 55-56 см, голени в самом широком месте - 37-38 см.

Академиком А.А. Покровским для современных мужчин 25-30 лет разработана таблица норм веса с учетом типа телосложения. В таблице 2 градация мужских фигур представлена типами телосложения: узкий, нормальный и широкий. Для определения типа телосложения необходимо знать свой рост и вес. На пересечении этих двух показателей и определяется тип фигуры.

Таблица 2

Нормы веса для мужчины

№п/п

Рост, см

Тип телосложения

 

 

Узкий

Нормальный

Широкий

1

155,0

49,3

56,0

62,2

2

157,5

51,7

58,0

64,0

3

160,0

53,5

60,0

66,0

4

162,5

55,3

61,7

68,0

5

165,0

57,1

62,5

69,5

6

167,5

59,3

65,8

71,8

7

170,0

60,5

67,8

73,8

8

172,0

63,3

69,7

76,8

9

175,0

65,3

71,7

77,8

10

177,5

67,3

73,8

79,8

11

180,0

68,9

75,2

81,2

12

182,5

70,9

77,2

83,6

13

185,0

72,8

79,2

85,2

Каждая эпоха, характеризующаяся определенными общественными отношениями, уровнем производительных сил, традициями, существующими и развивающимися видами искусств, создает и пропагандирует свои, присущие только ей каноны красоты.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика