Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

2.3. Особенности становления современного стиля

Стиль каждой из прошедших эпох - это неповторимый слепок с неповторимого образа жизни. Поэтому все попытки возродить в новых условиях ушедшие исторические стили приводили к формализму.

Капитализм не смог создать устойчивого целостного стиля, т.е. стиля эпохи, потому что единое отношение к вещному миру стало нарушаться. Все предметы обихода, орудия труда превратились в товар, а противоречия между производством, распределением, обменом и потреблением стали чудовищными. В эпоху господства капитализма эталоном эстетической ценности предметного мира стала мода.

В развитии современного стиля активное участие приняли дизайнеры нашей страны. Основа стиля обнаруживается в наиболее удачных образцах товаров народного потребления. Это высокая функциональность, экономичность, компактность, универсальность и многофункциональность формы, лаконизм объемно-пространственного и пластического решений, четкость и изящество линий, обтекаемость многих движущихся изделий.

Талантливые дизайнеры создали красивые и рациональные изделия массового потребления, пользующиеся повышенным спросом не только на внутреннем, но и на международном рынке.

Пример совершенной формы - традиционный самовар, который испокон веков был символом домашнего уюта, праздничной атмосферы. Самовары из «самоварной столицы» - Тулы приобрели популярность и за рубежом.

Приведенные примеры подтверждают, что стиль современного вещественного мира может сформироваться только в результате настойчивых творческих поисков, направленных на создание целостных ансамблей предметного мира, соответствующих новому образу жизни.

Любой стиль, будь то древнеегипетский, древнегреческий, романский, готический, Ренессанс, барокко, ампир или так называемый современный стиль можно рассматривать в качестве определенной эстетической системы. Когда художник рисует картину, ваятель создает структуру, архитектор строит здание. Они творят, находясь в пределах эстетической системы, характерной для данной эпохи.

Правда, в этой системе нет столь строгих норм и правил, которые мы находим в современных справочниках, но они существуют. И мы более или менее точно определяем: эта картина, скульптура, архитектура, мебель созданы в таком-то стиле. Это относится не только к архитектуре, но и к технике, к товарам народного потребления.

Стиль третьего тысячелетия - это стиль синтеза. Сегодня особенно важно увидеть единое в многообразии его проявлений, научиться слушать, чувствовать, понимать и принимать другого, познавая себя как часть мира и мир как часть себя.

Сегодняшняя культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур.

Не менее важным является феномен стирания национальных и государственных границ, свойственный нынешнему культурному и образовательному процессу. Именно на рубеже XX-XXI вв. произошло смещение и сближение современных культур Запада и Востока, Севера и Юга, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, сближение и взаимообоснование этих спектров в сознании и мышлении каждого современного человека, а современная личность существует, сознает и мыслит в промежутке многих культур.

Понятие «восточный стиль» - всеобъемлющее, многообразное, специфическое и загадочное. Многовековая история развития стран Востока указывает на их объединяющее начало - почитание традиций в отношениях, политике, архитектуре, идеалах, религии, одежде, искусстве и т.п.

Отличие состоит в исповедываемой религии. Жизнь мусульман от рождения до смерти регламентируется Кораном. Вся культура ислама буквально дышит словом, а человек оказывается в мире раскрытой книги. Характерным для эстетики Востока является широкое использование для оформления орнамента, так как изображение живых существ запрещены. Такой запрет привел к расцвету нефигуративных видов искусства и орнамента.

Изысканные орнаментальные узоры переплетаются со священными изречениями, украшают стены мечетей и медресе, интерьеры жилых домов - от ковров и вышивок до посуды и традиционной одежды. Уже тысячи лет здесь царствует архитектура и безграничность расстояний. Вертикальная и оборонительная, она демонстрирует удивительные дома-башни, построенные из местных материалов. Древняя технология строительства позволяет возводить дома из укладываемых друг на друга слоев глины. Узорами из этого же материала украшают здания. Орнаменты традиционно делают геометрическими, фасады обычно украшены кирпичной кладкой, резным камнем или белой штукатуркой, которой обрамляют оконные проемы. Тяжелая деревянная дверь защищает вход. Окон мало, только небольшие проемы без стекол кое-где «разбивают» безупречные прямоугольные фасады. Внутри обязательным атрибутом является винтовая лестница, обвивающая гутба (центральную колонну) и идущая на верхние этажи. Роль каждого уровня раз и навсегда определена: внизу животные, запасы продуктов - на втором этаже, кухня - на третьем этаже, жилые помещения - на четвертом, а дальше - диван, место семейных собраний и, наконец, на последнем этаже - мафрай, самая красивая комната для курения, в которой собираются мужчины.

Основной принцип мусульманской эстетики - представление о «скрытом сокровище» - отразился в искусстве ислама сполна. Для европейцев паранджа - это символ закрытости и рабства женщин, а для мусульман - условие охраны самого ценного - женщины-матери. Образ пустыни и сада как контраст внешнего и внутреннего становится моделью мироустройства. Простота и бесцветность фасадов, подобно верхней одежде в традиционном костюме, восполняется богатством и красотой внутреннего содержания. За своими стенами дом уподобляется оазису, воплощая вечную мечту о счастье.

Мода на исламское прикладное искусство прочно вошла в европейский обиход. Сейчас уже трудно представить себе западные интерьеры или одежду «от кутюр» без восточных элементов. Лаконичный европейский стиль без сопротивления впускает в свои владения ритмичный и изысканный мусульманский орнамент и колористику. Геометрические структуры орнамента и насыщенные краски делают рациональный минималистический интерьер помещений теплым по духу, самобытным и неповторимым.

Восточные ковры и современная мебель, как все нестандартное, экзотическое и контрастное, сегодня в почете и с успехом заимствуются дизайнерами, создающими интерьеры, модели одежды, компьютерной графики, фасадов, ландшафтов и т.д.

Азиатские лица, восточная музыка и кулинария, декоративные элементы Востока, многослойность костюма, приглушенные «пыльные» тона сегодня как никогда в моде.

Рационализм Запада и чувственность Востока в сочетании образуют весьма гармоничное творение. Фэшн-дизайн подхватил это первым, введя в одежду архитектурные формы, цвета и орнаменты Востока. Почитание и умение находить гармоничные сочетания традиционных вековых стилей позволяют наполнять нашу жизнь свежими веяниями в области формирования новых традиций, дизайна одежды, архитектуры, интерьера, мышления и т.д.

Самым востребованным сегодня, по мнению дизайнеров, является японский стиль, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство спокойное и не требует расшифровки (рис. 37).

Рис. 37. Японский стиль


 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика