Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Будучи близким по лаконичности стилю ампир, стиль бидермейер отверг его аристократичность и холодность и стал стилем скромных буржуа.

Корпусная мебель разнообразна: буфеты, секретеры, шкаф с одной дверцей, подставки для установки комнатных растений. Широко применяли светлые породы древесины: черешню, грушу, клен, тополь, ясень. Для обивки использовали ситец, репс, которые часто крепили декоративными гвоздями с большими фарфоровыми шляпками.

Характерными для этого времени были прически с пышными локонами и завитками, стоячими петлями и косами, которые украшались различными заколками, вуалями, цветами и диадемами. Мужчины носили высокую челку и бакенбарды.

Ампир. Во второй половине XVIII в. рококо уступает место ампиру. Ампир, или «стиль империи» (франц. empire - империя, от лат. imperium - командование, власть) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. в эпоху империи Наполеона Бонапарта.

Хронологические рамки оригинального французского «стиля империи» ограничены очень небольшим отрезком времени от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815).

Стиль ампир был создан архитекторами и художниками, вдохновляемыми искусством Древнего Египта, величественной архитектурой Древнего Рима. Монументальный, величественный стиль опирался на традиции классицизма и на стиль эпохи римских императоров. Он выражал воинскую мощь и державное величие власти, например Триумфальная арка в Париже, превосходящая арки Древнего мира (рис. 33). Ампир коренным образом отличается от классицизма. Мягкую и ясную гармонию стиля Людовика XVI и демократическую строгость «стиля Директории» сменили парадное великолепие и театральный пафос «стиля империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.

Стиль ампир отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, подчеркнуто богатый декор (рис. 33). Император Наполеон желал пышности и великолепия, и формы античной классики или французского классицизма были здесь не совсем уместны.

Рис. 33. Архитектура и интерьер стиля ампир


В 1812 г. вышло в свет сочинение придворных архитекторов Наполеона Ш. Персье и П. Фонтена «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки», ставшее «библией нового стиля». В 1786-1792 гг. Персье и Фонтен работали в Италии, и хотя они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», все же на первом месте для них был «величественный стиль римлян». В следовании этому стилю придворные художники Наполеона доходили до абсурда в своей театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Поистине, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, лавровых венков и т.д. Обязательным атрибутом композиции был инициал Наполеона в виде буквы «N». Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства. После египетского похода Наполеона (1798-1799) в искусстве французского ампира египетские мотивы получили еще более широкое распространение. Яркими примерами являются интерьеры императорских загородных резиденций в Фонтенбло и Компьене.

Композиции создавались по законам симметрии, прямолинейности, геометричности и устойчивости. Сильный контраст чистого поля поверхности стен, мебели и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах подчеркивали конструктивные членения формы. Характерными цветами были яркие - красный, синий, белый с золотом. Большое значение в оформлении интерьера в стиле ампир играли светильники и бронзовые Детали мебели. В качестве драпировки для окон и дверей стали использовать прямые занавеси с широкой каймой внизу.

Наиболее античноподобной была мебель для сидения: стулья по форме близки к клисмосу (древнегреческий стул), боковая часть которого создавалась в форме льва, крылатого сфинкса, лебедя, грифона. Обивают мебель алым сукном, кожей и шелком. В обиход входят кушетки, большие круглые столы, горки, узкие серванты (рис. 34).

Рис. 34. Мебель и костюмы стиля ампир


С приходом к власти Наполеона Бонапарта, объявившего себя императором и мечтавшего о великолепии Римской империи, в моду входят тяжеловесные и пышные формы причесок, носящие древнегреческий отпечаток. Отличительной особенностью причесок этого стиля была сложная техника выполнения различных локонов - спиральных, круглых, плоских.

У женщин прически менялись очень часто. В моде был греческий узел, а также прически из локонов, собранных в определенные комбинации.

Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые «фаворитом».

Стиль «эклектика» (от греч. eklektikos - выбирающий) представляет собой стилевое направление, получившее развитие в период с 1830 по 1900 г. Сутью данного стиля стало механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре - сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий и интерьера, имеющих качественно иной смысл и назначение.

Архитектура зрелой эклектики тяготела к подчеркнутой репрезентативности (выставке напоказ) форм, богатству и насыщенности декора. Эти качества символизировали благосостояние заказчика (рис. 35).

Рис. 35. Архитектура стиля эклектика


Стиль модерн (от французского - moderne - современный, новый) сформировался в искусстве конца XIX в. - начале XX в. Стиль модерн отличают высокая дисциплина композиции (в утилитарных деталях подчеркивается эстетическое); ритм гибких текучих линий; использование национально-романтических мотивов. Характерным является увлеченность новыми к тому времени материалами: металлом, стеклом, керамикой (рис. 36).

Рис. 36. Архитектура и интерьер в стиле модерн


Образцом стиля модерн является Ярославский вокзал, бывший особняк Рябушинского в Москве, который создал Ф. О. Шехтель.

В конце XIX - начале XX столетия значительные изменения произошли и в костюме. Они были связаны с большим притоком населения в города, вызванным быстрыми темпами развития промышленности. Большую роль в формировании Костюма сыграло революционное движение. Немаловажное значение имели и выступления врачей, доказывающих, что корсет пагубно влияет на здоровье человека. «Жгучим» вопросом XIX в. была эмансипация женщин.

Предлагались самые разнообразные формы одежды для женщин, в том числе и шаровары, юбки-брюки. Дискуссия о том, должна ли женщина носить шаровары, красиво ли это, гигиенично ли, приняла необычайно острый характер.

Только в России были изданы две специальные книги «Женщина и велосипед» (1899), «Дама в штанах» (1912), в которых доказывалась утилитарная необходимость шаровар. В конце XIX столетия было предложено новое платье свободного покроя. Популярным стал женский костюм «тальер», который состоял из юбки и жакета. Таким же популярным становится наряд, состоящий из блузы и юбки.

Стиль конструктивизм (от латинского constructio - построение) - стиль советской архитектуры конца 20-х гг. - середины 30-х гг. Характеризуется графической четкостью композиции, отсутствием декора, чередованием горизонтальных «ленточных» окон, глухих плоскостей и вертикальных лент, остеклением лестничных клеток. Представителем стиля конструктивизм является жилой комплекс и кинотеатр «Ударник» в Москве (автор Б. М. Иофан); комбинат «Известия» в Москве (автор Г. Б. Бархин).

К 20-м гг. XX в. рождается костюм строгой формы. Покрой и отделка одежды были очень простыми. Основные украшения - пуговицы, воротники, отвороты. Детали одежды часто напоминали элементы мужского костюма.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика