Рекламный менеджмент. Ч. 3
6.3.Товарный знак
Центральным элементом фирменного стиля является товарный знак. Впервые он был внедрен в международную практику предпринимательства Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. В настоящее время в Российской Федерации действует Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», принятый 14 мая 1992 г. Законом регулируются отношения, которые возникают в связи с приобретением и осуществлением права собственности на товарные знаки, а также определяются правовые требования к товарным знакам. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.
Товарные знаки выполняют следующие функции:
- облегчают восприятие различий или создают различия; дают товарам имена;
- облегчают опознание товара;
- облегчают запоминание товара;
- указывают на происхождение товара;
- сообщают информацию о товаре;
- стимулируют желание купить;
- символизируют гарантию.
Товар, маркированный зарегистрированным товарным знаком, в условиях цивилизованного рынка имеет явные преимущества перед анонимным товаром.
Анонимный товар - товар, выпущенный на рынок без марки, с отсутствием элементов фирменного стиля. Как правило, отличается низким качеством.
Товарные знаки отличаются разнообразием. Выделяют ряд основных типов товарных знаков: словесный (может быть зарегистрирован как в обычном написании, так и в оригинальном графическом исполнении как логотип), изобразительный (оригинальный рисунок эмблемы фирмы), объемный (предмет в трехмерном измерении), звуковой, комбинированный.
Примерами объемного товарного знака являются бутылка «Кока-Колы», флакон духов «Дали» и т.п.
Звуковой товарный знак, ранее характерный в основном для радиостанций и телеканалов, все шире используется в рекламной практике фирм, выпускающих различные товары. Например, оригинальные музыкальные фразы в рекламе производителя пищевых концентратов «Кнорр», молочных продуктов «Данон» и т.д.
Комбинированный товарный знак представляет собой сочетания приведенных выше типов.
Для фирмы важно обеспечить высокое качество своего товарного знака. Оно оценивается охраноспособностью и рекламоспособностью.
Охраноспособность товарного знака определяется его безусловной уникальностью (не должны повторяться решения зарегистрированных ранее на рынке товарных знаков) и соответствием ряду правовых требований.
Нормативно определены категории знаков, которые не могут быть использованы в качестве товарных и соответственно зарегистрированы:
- обозначения, которые ранее были зарегистрированы как товарные знаки, но затем из-за всеобщего употребления стали восприниматься как родовые или видовые наименования товаров, например вазелин, керосин, сахарин, нейлон, термос;
- содержащие изображения государственных гербов, Красного Креста и Красного Полумесяца, а также знаки международных организаций;
- содержащие указание только места и времени изготовления товаров, цены и качества;
- содержащие ложные сведения или сведения, способные ввести в заблуждение, в том числе знаки, явно напоминающие товарные знаки известных фирм;
- противоречащие общественным интересам, требованиям морали и т.д.
Есть и другие ограничения, связанные главным образом с применением давно используемых в мировой практике при создании товарных знаков графических элементов или сочетаний букв, имеющих определенный смысл.
Товарный знак - один из инструментов конкурентной борьбы. Поэтому в зарубежной практике некоторые фирмы в целях защиты своего товарного знака используют так называемые защитные марки. Например, одновременно с регистрацией словесного товарного знака и логотипа в тот же регистрационный класс вносятся слова, отличающиеся одной-двумя буквами, но близкие по написанию.
Ложная марка - наименование и графические символы, которые могут привести к заблуждению относительно происхождения и действительных свойств товара.
Ложная марка не подлежит регистрации, ее пользователь может быть привлечен к юридической ответственности.
2009-08-24 14:26:28 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 |