Культурология. Ч. 2
Отечественное оперное и балетное искусство той поры, как это совершенно очевидно, находилось на подъеме: в это время выступали певцы Л.В. Собинов, М.М. Михайлов, М.О. Рейзен, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, В.Ф. Петров, П.М. Норцов, Н.Н. Озеров, блистательные танцовщики и танцовщицы Е.В. Гельцер, A.M. Мессерер, Л.М. Лавровский, М.М. Габович, В.М. Чабукиани, Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская, успешно готовили мастеров балета в Ленинграде выдающийся педагог А.Я. Ваганова, в Москве - С.А. Головкина.
Отечественный драматический театр 30-50-х годов связан с именами выдающихся режиссеров (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А. Дикий, А. Попов, Н. Охлопков, А. Лобанов, Н. Акимов и др.) и актеров (В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, А.А. Яблочкина, В.А. Рыжова, А.Г. Коонен, М.И. Царев, В.Н. Пашенная и др.). Это действительно был ярчайший период в истории мирового театра. Деятели зарубежного театра приезжали в Москву смотреть репетиции, стремясь постичь чудо русского театра. Театральные коллективы находились на полном обеспечении у государства и это позволяло не думать о коммерческой выгоде, не идти на поводу у массового вкуса, а поддерживать высокий художественный уровень постановок, хотя и при существенных идеологических ограничениях. В любой период - и во время сталинских репрессий, и во время хрущёвской оттепели, и во время брежневского «застоя» - всегда появлялись яркие, острые по мысли постановки: «Лес», «Горе от ума», «Ревизор», «Дама с камелиями» в постановке В. Мейерхольда, «Оптимистическая трагедия» и «Федра» в постановке А.Таирова, «Гамлет» Н. Акимова 30-х годов, «Гамлет» Н. Охлопкова 50-х, «Гамлет» Г. Козинцева 60-х, люби-мовский 70-х с В. Высоцким в главной роли и «Гамлет» А. Тарковского в московском Ленкоме 80-х.
Отечественная живопись 30-50-х годов - это М.В. Нестеров, В.А. Фаворский, П.Д. Корин, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, Н.П. Ульянов, В.Ф. Рыдин, Ф.Ф. Федоровский, П. Филонов.
Отечественная скульптура 30-50-х годов представлена работами И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Меркурова, С.Т. Коненкова, С.Д. Эрьзи, М.К. Аникушина, Л.Е. Кербеля, М.Г. Манизера, Г.Белашевой.
В области архитектуры успешно трудились А.В. Щусев, И.А. Фомин, В.А. Веснин, К.С. Мельников, И.В. Жолтовский, А.В. Щуко, К.С. Алабян и др.
Реализовывались огромные архитектурные проекты (строительство метро, действительно самого красивого в мире, сочетавшего архитектурные новации с художественными: чего стоят одни только мозаики П. Корина на станции «Комсомольская - кольцевая», скульптурные группы на станции «Площадь Революции», витражи и мозаика на станции «Новослободская» и т.д.).
Достижения в различных областях культуры 30-50-х годов совершенно очевидны. Русская культура вновь сумела одержать победу над тяжелейшим сломом и возродиться. Несгибаемый дух русской культуры ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. На службу победе, защиту Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники; ученые, инженеры и техники совершенствовали и создавали новые образцы боевой техники; работали выдающиеся конструкторы С.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, В.А. Дегтяр, Ф.В. Токарев.
Самоотверженно трудились во имя победы деятели советской литературы и искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт», Л. Леонова «Нашествие», повести Шолохова «Наука ненависти» и многие другие. В годы войны появились и такие известные и любимые многими и сегодня поэтические произведения, как «Василий Теркин» А. Твардовского, стихи К. Симонова, А. Суркова, А. Прокофьева, М. Исаковского, М. Светлова, Н. Тихонова и др. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде написал свою знаменитую 7-ю симфонию, посвященную героическим защитникам Ленинграда. Большой популярностью пользовались песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Снимались оптимистичные, полные веры в победу художественные фильмы («Небесный тихоход», «Воздушный извозчик» и др.). Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа и его культуры.
Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. Число научных работников увеличилось вдвое. Показателем успехов в этой области явился потрясший мир первый запуск искусственного спутника земли (4 октября 1957 г.), 5 декабря 1957 г. в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», 12 апреля 1961 г. СССР осуществил впервые в истории человечества космический полет с человеком на борту. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин. В первые годы перестройки «отсталая» Россия готова была предложить миру сотни уникальных открытий в различных сферах науки и техники.
В литературе 60-80-х годов четко прослеживаются несколько доминирующих направлений. Продолжается разработка темы Великой Отечественной войны (романы Ю.В. Бондарева «Берег», «Выбор»; А.Б. Маковского «Блокада», «Победа», К.М. Симонова «Живые и мертвые», документальная повесть С.С. Смирнова «Брестская крепость», повесть В.Г. Распутина «Живи и помни» и др.). Самое пристальное внимание писатели начинают уделять проблеме сохранения культурного наследия, бережному отношению к отечественным культурным традициям: работы академика Д.С. Лихачева «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», В.А. Солоухина «Письма из Русского музея», «Черные доски», «Время собирать камни», Д.А. Гранина «Картина», «Эта странная жизнь», Д.М. Балашова «Народные баллады», «Господин Великий Новгород», «Марфа-посадница». Особого разговора заслуживает творчество В.М. Шукшина, яркий, многогранный талант которого раскрылся именно в это время (романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю», повести «Энергичные люди», «Точка зрения») и т.д. В 60-70-е годы возникает особое явление, которое носит название «театр Вампилова»; оригинальное дарование его раскрылось в пьесах «Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне».
Тема «человек и война» стала важной и для советского кинематографа 60-80-х годов. К числу значительных событий (с точки зрения глубины разработки военно-патриотической проблематики, режиссерского, актерского и операторского мастерства) следует отнести появление таких художественных фильмов, как «Белорусский вокзал», «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Блокада», «А зори здесь тихие», «Горячий снег», «Двадцать дней без войны», «Восхождение» и др. Поиск своего места в жизни, тема формирования личности, вступления в самостоятельную жизнь получают взволнованное, искреннее воплощение в лентах: «Подранки», «Сто дней после детства», «Чужие письма», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Вам и не снилось». Классику отечественного кино, наряду со многими из перечисленных, составили фильмы: «Белое солнце пустыни», «Афоня», «Осенний марафон», «Калина красная», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Москва слезам не верит» и многие другие.
60-80 годы не стали потерянным временем для отечественного театра. Именно в эти годы по праву завоевывают мировую славу Ленинградский Большой драматический театр им. Горького (главный режиссер Г.А. Товстоногов), Ленинградский театр миниатюр, а с 1982 г. - Государственный театр миниатюр (художественный руководитель А.И. Райкин), Государственный Театр кукол (художественный руководитель С.В. Образцов). Именно в это время ставили свои замечательные спектакли, пусть и преодолевая бесконечные препятствия, А. Эфрос, Ю. Любимов, О. Ефремов, А. Гончаров, А. Васильев, М. Захаров, В. Плучек, И. Владимиров, Л. Додин и др.
Событием в жизни балетного искусства стала постановка в Большом театре балета А.И. Хачатуряна «Спартак» (1967, балетмейстер Ю. Григорович).
Мировую известность принесло исполнение центральных партий в этом балете В. Васильеву и М. Лиепа. В 1975 г. с огромным успехом прошла премьера балета Ю. Григоровича «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева. В год своего двухсотлетия (1976) Государственный академический Большой театр Союза ССР располагал таким количеством звёзд мирового класса, как ни один другой театр мира: М. Плисецкая, Е. Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, Н. Тимофеева, М. Лиепа, М. Лавровский младший, Н. Сорокин, Ю. Владимиров и др.
Интересные явления советской культуры 60-80-х годов можно перечислять долго. Очевидно, что культура советского периода встретила 90-е годы в состоянии целостном, гармоничном и даже величавом, несмотря на все несомненные идеологические издержки советской цензуры и строгого партийного контроля всех культурных процессов и явлений.
2008-09-10 17:34:39 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |