Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

С первых дней советской власти всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1922 г. учреждается специальный цензурный комитет - Главлит, который должен был осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за «враждебными выпадами» против марксизма и большевиков. Появился Главрепертком для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В целях жесткого регулирования культурной политики в 1919 г. основывается Государственное издательство (Госиздат), национализируются театры и киноиндустрия. Начинается долгий период строгой идеологизации культуры и искусства. В середине 20-х годов прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. Но это отнюдь не ведёт к падению художественного уровня произведений культуры. Художественными символами новой эпохи в искусстве и литературе стали: первая советская поэма о революции «Двенадцать» А. Блока (1918); первый спектакль на советскую тему «Мистерия-буфф» В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда (7 ноября 1918 г.); картина выдающегося русского художника Б. Кустодиева «Большевик» (1920); скульптура И. Шадра «Булыжник- орудие пролетариата» (1927); обошедший всю страну плакат Моора (Д. Орлова) - «Ты записался добровольцем?» (1920), ставший классикой советской графики; памятник «Жертвам революции» в Петрограде, на Марсовом поле, работы архитектора Л. Руднева (1919). Идейный и художественный подъем молодого советского кино нашел блистательное воплощение в фильме одного из крупнейших кинорежиссеров мира С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925 г.). Мастера культуры были активно вовлечены в создание мощного культа советского государства, создавая посредством образов культуры ореол несокрушимой, мощной, а главное гуманной страны.

Немалая часть интеллигенции изначально не приняла Октябрьскую революцию, влилась в белое движение. После поражения белого движения для этих людей эмиграция стала единственным выходом. По данным Лиги Наций, русская диаспора в первой четверти XX в. насчитывала не менее 10 млн. человек, в разные годы выехавших из России. Однако можно без преувеличения сказать, что после октября 1917 г. произошел великий исход творческой интеллигенции из России, почти весь ее цвет оказался за рубежом: литераторы (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, М. Цветаева, А. Толстой, Б. Зайцев, И. Шмелев, И. Северянин, Э. Гиппиус и др.); композиторы (С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Гречанинов, И. Стравинский, Н. Черепнин и др.); художники (А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст, И. Билибин, К. Сомов, М. Добужинский, В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова, Л. Пастернак, М. Шагал и др.); деятели балета (М. Кшессинская, М. Фокин, Л. Мясин, Д. Баланчин и др.); оперные певцы (Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Л. Липковская и др.). Несмотря на то, что часть из них вернулась в тридцатые годы в Россию (С.С. Прокофьев, А.Н. Толстой, М.И. Цветаева и др.), страна потеряла огромное количество творческих личностей, которые преумножали славу русской культуры за рубежом.

О поразительной творческой активности представителей отечественной культуры в экстремальных условиях эмиграции свидетельствует ряд достоверных фактов, находящих подтверждение во многих источниках - с 1918 по 1932 гг. за границей существовали 1005 русских периодических изданий; в период с 1919 г. по 1952 г. увидели свет 2230 эмигрантских журналов и газет.

Не менее активно заявили о себе и русские учёные зарубежья, внесшие значительный вклад фактически во все области науки. Перечислим хотя бы некоторых из тех, кто в непростой ситуации эмиграции добился мирового признания: С.Н. Виноградский (биология), И.И. Сикорский (аэродинамика), П.А. Сорокин (социология), Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, А.В. Карташов (история). Подлинный ренессанс пережила в 20-40-е годы русская философская мысль (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, И.А. Ильин и др.).

Нельзя не сказать о тех потерях, которые понесла русская культура во время репрессий30-х годов. Были расстреляны философ П. Флоренский, ученый-селекционер Н. Вавилов, режиссёр В. Мейерхольд, писатель И. Бабель. В лагерях погибли поэты О. Мандельштам и Н. Клюев, писатель Б. Пильняк. Через лагеря прошли историк Д.С. Лихачев, философ А.Ф. Лосев, этнограф Л.Н. Гумилев и множество других выдающихся деятелей русской культуры.

При этом в крепнувшей советской культуре были крупные достижения. Успехи в области образования стали важной предпосылкой социально значимых итогов во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Уже к концу гражданской войны количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. К середине 30-х годов, после ряда не всегда оправданных педагогических экспериментов 20-х годов, завершилось формирование советской системы народного образования (были введены обязательные государственные программы обучения, стабильные учебники, установлен жесткий распорядок школьной жизни; школа стала подразделяться на начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую. К концу 30-х годов в городах был завершен переход к обязательному семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему - в селах и национальных районах.

Существенными были достижения в фундаментальных отраслях знания. Наиболее серьезные результаты и открытия были сделаны в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), геологоразведке (открытие нефтеносных и рудных районов (И.М. Губкин, А.Е. Ферсман и др.), разработке теории космических полетов (Н.Э. Циолковский) и реактивного движения (Ф.А. Цандер), ядерной физике (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.И. Алиханов, А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров и др.); мирового признания добились естествоиспытатели - И.П. Павлов (в области физиологии), Н.И. Вавилов (в области генетики), В.И. Вернадский (в области теории биосферы), Н.Н. Семенов (в области химической физики). Развитие авиации, создание новых видов самолетов, позволили осуществить сверхдальние перелеты на Дальний Восток, Крайний Север, в США через Северный полюс.

Появлялись несмотря на цензуру и идеологические стандарты новые интереснейшие литературные произведения: М.А. Булгаков («Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»), Л.М. Леонов (романы «Соть», «Скутаревский», «Русский лес», драма «Нашествие»), М.А. Шолохов (романы «Тихий дон», «Поднятая целина»), А.А. Фадеев (романы «Разгром», «Молодая гвардия»), В.Д. Каверин (романы «Исполнение желаний», «Два капитана», «Открытая книга»), В.П. Катаев (роман «Время, вперед!», повесть «Белеет парус одинокий»), А.П. Гайдар (повести «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда»), Б.Л. Пастернак (книга лирики «Второе рождение»), А.Т. Твардовский (поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги»), К.Г. Паустовский («Кара-Бугаз», «Северная повесть»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»), Ю. Олеша («Зависть», «Заговор чувств») и т.д.

Отечественная музыка 30-50-х годов представлена именами величайших мировых композиторов XX века С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. Но помимо них можно назвать ещё целый ряд интересных авторов: Н.Я. Мясковский, Д.Б. Кабалевский, И.О. Дунаевский, P.M. Глиэр, Т.Н. Хренников, Г.В. Свиридов, А.И.Хачатурян, Ю.А. Шапорин и др. В области исполнительского искусства достаточно упомянуть имена С. Рихтера, Д. Ойстраха, Л. Оборина, чтобы понять величие русской исполнительской школы советского времени.

В кинематографе успешно трудились кинорежиссеры: СМ. Эйзенштейн, Г.В. Александров, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, СИ. Юткевич; выдающиеся актеры И.В. Ильинский, Л.П. Орлова, С.А. Крючков, М.И. Жаров, Ф.Г. Раневская, В.П.Марецкая, Э.П. Гарин, Н.К. Черкасов и др.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика