Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был Оскар Уайльд (1854-1900). Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик и обличитель индивидуализма (роман «Портрет Дориана Грея», пьеса «Саломея»).

Очень интересно и разнообразно проявляются символистические традиции в русской культуре рубежа веков. Такого количества гениальных представителей эстетики символизма не дала миру ни одна культура. Это творчество Д. Мережковского, 3. Гиппиус и Ф. Сологуба, А. Блока, И. Аненнского, А. Белого, М. Кузмина, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова. Девизом своим они считали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь», а только интуитивно воссоздаваемые образы отражают истину о человеческой душе. Поэтов-символистов объединяло общее миропонимание и видение поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты превозносили индивидуализм, воспевали таинственный мир подсознания. «Мне нужно то, чего нет на свете», - писала Зинаида Гиппиус. «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», - утверждал В. Брюсов. Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (В. Брюсов). Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.

Одно из первых архитектурных направлений рубежа XIX-XX вв. - модерн (ар нуво - в Бельгии, сецессион - в Австрии, югендстиль - в Германии, либерти - в Италии и т.д.) - художественный стиль, использовавший наиболее интересные приёмы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это, несомненно, привело к новому образу зданий. Но для модерна характерна и склонность к иррационализму (например, в творчестве знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди (1852-1926) - собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне.

Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Радикально изменился облик русских городов: особняки и доходные дома в стиле модерн, деловые и торговые сооружения придали совершенно новый характер историческим центрам городов. Стремление к синтезу искусств, присущее модерну, необычайно расширило выразительность архитектуры. Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры «нового стиля» был доходный дом, то в Москве по традиции ведущим остался частный особняк, претерпевший в эпоху модерна серьезную трансформацию. Это можно увидеть на примере лучших творений Федора Шехтеля - особняк С. Рябушинского (ныне дом-музей A.M. Горького), особняк 3. Морозовой (ныне - Приёмная МИД России). Большой интерес представляют также и другие проекты этого замечательного архитектора: здание Ярославского вокзала, фасад и внутреннее убранство здания Художественного театра, Дом московского купеческого общества и др.

В истории русской культуры период конца XIX - начало XX вв. получил название «серебряного века» русской культуры. Интереснейшее явление этого периода художественное объединение «Мир искусства», созданное в один год с Московским Художественным театром в 1898. В этом объединении участвовали известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусства» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII -начала XX вв. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика