Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

Реализм - идейно-художественное направление в культуре XIX в., связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты. В более строгом смысле реализм обозначает движение в искусстве и литературе середины XIX в., возникновение которого явилось реакцией на романтическую экзальтированность. Для реализма свойственно тщательное изображение повседневной жизни и разносторонний объективный показ характера человека.

В живописи начало реализма часто связывают с произведениями француза Гюстава Курбе (1819-1877). Именно он первым применил понятие «реализм» к своему творческому методу. Публика была шокирована вульгарностью его образов («Прачки», «Купальщицы»), далеких от традиционных эталонов красоты. Критики негодовали на Курбе за обращение к обыденным темам, обвиняли художника в «прославлении безобразного». Произведения Курбе весьма полемичны. Типичным для его творчества является широкомасштабное полотнище «Похороны в Орнане», изображающее в натуральную величину обыкновенных людей, пришедших на похороны.

Ярким представителем реализма в живописи по праву можно считать русского художника Павла Федотова (1815-1852) («Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Сватовство майора», «Анкор, ещё Анкор»). В реалистических картинах Жан Франсуа Милле (1814-1875) проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впервые героями живописных произведений стали трудящиеся крестьяне: «Сборщицы колосьев», «Сеятель», «Человеке мотыгой».

Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве Оноре Домье (1808-1879). Домье не побоялся сделать бойню в рабочем квартале темой изобразительного искусства. В гравюре «Улица Трансионен» художник изобразил сцену расправы правительственных солдат с жителями одного из домов рабочих кварталов. В графике Домье сатирически представлял буржуазное общество, выпуская целые серии карикатур («Карикатюрана», «Супружеские нравы», «Парижские типы»).

Реализм стал мощнейшей основой русской художественной культуры второй половины XIX в. Этот период по праву называют «золотым веком» русской культуры. На взлёте находилась русская живопись. Появилось множество прекрасных художников-реалистов. Это В. Перов («Тройка», «Проводы покойника», «Охотники на привале»), И. Крамской («Христос в пустыне», «Портрет неизвестной», «Неутешное горе»); И. Прянишников («Шутники»), В. Максимов («Всё в прошлом»), К. Савицкий («Встреча иконы»), Н. Ярошенко («Всюду жизнь»), А. Куинджи («Берёзовая роща»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), И. Шишкин (серия пейзажей), В. Поленов («Московский дворик»), Н. Ге («Царь Пётр и царевич Алексей», И. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали»), И. Левитан («Вечерний звон», «Над вечным покоем»), В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова») и др. Каждый из них - ярчайшее явление в истории изобразительного искусства.

Русское искусство в 70-80-е годы обретает международное значение. В конце 1860-х годов стало ясно, что произведения, посвященные актуальным темам современности, необходимо сделать доступными широким кругам русского общества - за пределами Москвы и Петербурга. По инициативе художников Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова и других и при деятельном участии И. Н. Крамского возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Этой организации и принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского демократического искусства второй половины XIX в. Первая передвижная выставка была открыта 29 октября 1871 г. в Петербурге и затем показана в тринадцати городах России. С тех пор на протяжении почти сорока лет выставки Товарищества передвигались по стране, побывали на Украине, в Прибалтике, Молдавии. Во многих местах они оказались первыми художественными выставками. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отображать современную жизнь.

Много способствовал расцвету передвижничества неутомимый собиратель русского искусства Павел Михайлович Третьяков. Будучи крупным предпринимателем и обладая значительными средствами, он отдавал большую их часть на приобретение произведений отечественных художников-реалистов. Многим из них он оказывал материальную помощь и нередко покупал понравившуюся вещь прямо в мастерской. Собирать картины, рисунки и скульптуру Третьяков начал с 1856 г. С тех пор постепенно все лучшее из русского искусства стало попадать в здание, построенное в Лаврушинском переулке. В 1892 г. он передал свое собрание Москве, и знаменитая Третьяковская галерея, широко известная у нас и за рубежом, стала достоянием народа.

В произведениях реалистов предстает широкая панорама общественной жизни и проблем второй половины XIX - начала XX столетий. Реализм тщательно воспроизводил обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное выражение он нашел в жанре социального романа. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить в типических образах и обстоятельствах. Реализм в европейской литературе представлен произведениями Чарльза Диккенса («Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Тяжелые времена»), Уильяма Теккерея («Ярмарка тщеславия»), Оноре де Бальзака (многотомная «Человеческая комедия»), Стендаля («Красное и чёрное», «Пармская обитель»), Густава Флобера («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»), Ги де Мопассана («Жизнь», «Милый друг»), Анатоля Франса («Современная история»), Ромена Роллана («Кола Брюньон», «Жан Кристоф»), Генрика Ибсена («Враг народа», «Столпы общества», «Кукольный дом»), Джона Голсуорси («Сага о Форсайтах»), Бернарда Шоу («Дома вдовца», «Пигмалион») и других. Многие из них начинали писать в XIX в., а продолжали в XX в., но, естественно, что их произведения рассматриваются во временных параметрах возникновения тех стилей, к которым их творчество принадлежит.

Ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Одним из первых произведений русской реалистической литературы стал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», по выражению В.Г. Белинского, - «энциклопедия русской жизни». Выдающимися образцами реализма в литературе являются историческая драма Пушкина «Борис Годунов», его повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Он проложил дорогу творениям М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Н. В. Гоголя («Мёртвые души», «Шинель», «Ревизор»), И.С. Тургенева («Отцы и дети», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым»), Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда»), И.А. Гончарова («Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»), М.Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы», «История одного города»), Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо?», «Русские женщины»), Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот»), А.П. Чехова («Палата № 6», «Человек в футляре», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня»), A.M. Горького («Жизнь Клима Самгина» «Фома Гордеев», «Васса Железнова»). Произведения всех перечисленных авторов - не только факт русской культуры, но и важнейший момент духовного развития человечества. Особое явление в русской и мировой литературе, не имеющее аналогов, роман «Война и мир». В этом уникальном произведении Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески. Впечатление, производимое «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря об её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности, тесной сплоченности ее рядов, непрерывности традиций».

«Золотой век» распространяется и на русскую музыку. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской музыкальной классической школы, сочиняет оперу по пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Пушкинские произведения легли в основу опер А. С. Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» стали шедеврами П.И. Чайковского. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» послужили основой одноименных опер Н.А. Римского-Корсакова. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П.И. Чайковского и т.д. Выдающаяся опера «Князь Игорь»

А. Бородина сочинена на основе шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и т.д. Русские композиторы создали ярчайшие образцы симфонической музыки: симфонии, концерты, увертюры и симфонические поэмы П. Чайковского, Богатырская симфония A. Бородина, сюита М. Мусоргского «Картинки с выставки», произведения С. Танеева, А. Скрябина, С. Рахманинова и др.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика